Lt304888.ru

Туристические услуги

Силлабо-тонический стих

24-07-2023

Силла́бо-тони́ческое стихосложе́ние — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. Например:

Нау́ки ю́ношей пита́ют,
Отра́ду ста́рым подаю́т,
В счастли́вой жи́зни украша́ют,
В несча́стный слу́чай берегу́т;
М. В. Ломоносов Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны (1747)

Содержание

Терминология

Стопа

Стопа́ (букв перевод др.-греч. πους или лат. pes — нога, стопа, ступня; ступень; степень) — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).

Стихотворный размер

Стихотворный размер — правило чередования слабых и сильных слогов в стихе. По традиции, пришедшей из античной поэтики, размер принято определять как последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных. Например, приведенное выше стихотворение Ломоносова написано трёхстопным ямбом, то есть имеет следующую метрическую структуру:

__ _́_ · __ _́_ · __ _́_

где __ — безударный слог, а _́_ — ударный слог.

Метр и ритм в стихе

Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы. Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.

Например, в следующем стихотворении, написанном шестистопным ямбом, в третьей стопе ударение пропущено, а в четвертой — наоборот, добавлено.

Скучна́ мне о́ттепель; во́нь, гря́зь — весно́й я бо́лен. __ _́_ · __ _́_ · __ __ · _́_ _́_ · __ _́_ · __ _́_ __
А.С. Пушкин

Получающаяся последовательность ударных и безударных слогов называется ритмикой стиха, а схема, по правилам которой эта последовательность строится — метрикой стиха

История развития силлаботоники в России

Применительно к русскому языку правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ стал главенствующим в русской поэзии.

До середины XIX века в основном употреблялись двусложные размеры, трёхсложные размеры стали активно использоваться впервые в поэзии Некрасова.

В начале XX века, с появлением дольника, который является тоническим стихом, силлабо-тоническое стихосложение перестало занимать монопольную позицию в русской поэзии; тем не менее, оно остается наиболее распространённым в русском языке.

См. также


Силлабо-тонический стих.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01