Lt304888.ru

Туристические услуги

Система аварийного спасения

29-07-2023

Тест системы спасения для миссий Аполлон. Июнь 1965 года

Система аварийного спасения (САС) — бортовая система для спасения экипажа космического корабля в случае возникновения аварийной ситуации на ракете-носителе (РН)[1]. При штатном полете САС отделяется от РН после старта.

При аварии на больших высотах спасение экипажа может осуществляться отделением спускаемого аппарата (или всего космического корабля) от ракеты-носителя с последующим полётом его по траектории спуска и торможением в атмосфере[2].

Куда труднее спасти космонавтов на последних этапах предстартовой подготовки, когда персонал уже покинул башню обслуживания и ракета начинает активно готовиться к запуску. Поэтому ровно за 15 минут до намеченного старта приводится в готовность двигательная установка САС. С этого момента и до подъема в верхние слои атмосферы она способна в любой момент оторвать корабль с экипажем от аварийной ракеты, увести его в сторону и обеспечить мягкую посадку[3].

Содержание

Характеристики

Схема баллистического спуска «Союз Т-10-1»

В состав системы аварийного спасения входят[4]:

  • автоматика САС (блоки автоматики, программно-временное устройство, блоки питания, гироприборы, бортовая кабельная сеть);
  • двигательная установка системы аварийного спасения (ДУ САС);
  • двигатели головного обтекателя (РДГ);
  • механизмы и агрегаты САС, размещаемые на головном обтекателе (решетчатые стабилизаторы, ложементы, верхние опоры, механизмы аварийного стыка, противопожарная система, средства отделения блистера оптического визира).

Действие САС

Авария «Союза Т-10-1». Работа САС (вид из ЦУПа)

По дате возрастания:

Это была первая попытка беспилотного облёта Луны, но полёт закончился аварией РН в 65 км от места старта. САС сработала штатно, и космический корабль остался целым (если это был бы пилотируемый полёт, экипаж остался бы живым).[5]

Вторая попытка облёта Луны. Отказ ракеты-носителя «Протон» через 4-е секунды после запуска второй ступени. САС заглушила двигатели РН и спасла спускаемый аппарат (как и с случаем Союз 7Л-Л1, если это был бы пилотируемый полёт, экипаж остался бы живым). Носитель упал в 300 км от космодрома.[6]

При попытке запуска корабля в беспилотном режиме ракета-носитель «Протон» взорвалась. САС заглушила двигатели РН и спасла спускаемый аппарат (если это был бы пилотируемый полёт, экипаж остался бы живым).

Жертв во время аварии не было. Сработали пирозамки, произошёл отстрел капсулы, и спускаемый аппарат понёсся прочь от ракеты, которая через 2-е секунды после отстрела развалилась, рухнув вниз, в приямок стартового стола. В течение четырёх секунд работы твердотопливных двигателей САС космонавты Владимир Титов и Геннадий Стрекалов без последствий для здоровья испытали перегрузки от 14 до 18 g, поднявшись на высоту 650 метров и затем по инерции ещё до 950 метров, где произошло раскрытие парашюта. Через 5 минут капсула с космонавтами приземлилась в четырёх километрах от места аварии.

Интересные факты

Двигательная установка САС — не только важнейшая, но и самая тяжелая часть системы спасения. Она отнимает изрядную часть полезной грузоподъемности — около 10 %[7].

Примечания

  1. Аварийного спасения система, Большая советская энциклопедия.
  2. Аварийного спасения система, Большая советская энциклопедия (1969-1978 год).
  3. Космические Аппараты, galspace.spb.ru.
  4. "11Д855М", система аварийного спасения, arms-expo.ru.
  5. Советские лунные программы, Проект освоения космоса(Проверено 8 января 2012)
  6. Советские программы лунных пилотируемых полетов, skeptik.net(Проверено 8 января 2012)
  7. Аэропланы и ракеты, aeroplan2010.mirtesen.ru.

Система аварийного спасения.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01