08-06-2023
Локомотивный скоростемер — прибор для измерения, регистрации и сигнализации параметров (скорость, время, расстояние и так далее) движения поезда.
Первые локомотивные самописцы в Российской империи появились ещё в XIX веке. В 1879 году электромеханик О. И. Графтио (отец Г. О. Графтио) совместно с инженером В. Д. Зальманом изобрёл и построил прибор для измерения и записи скорости движения паровоза. Данный прибор (Контрольный самопишущий аппарат Графтио-Зальмана) представлял собой ящик, внутри которого вращался (привод был от осей паровоза) круг, на котором механический самописец фиксировал показание скорости на каждый момент времени.
В 30-40 гг XX-го века на железных дорогах СССР стал внедряться скоростемер системы Гаузгельтера, получивший обозначение СЛ-2, который используется и по сей день. Запись идёт на бумажную ленту шириной 79,5 мм, покрытую сернокислым барием, на которой запись выводится латунными писцами. Записываются:
Механизм измерения скорости приводится от колёсной пары через редуктор, от него же протягивается диаграммная лента (5 мм протяжки на километр) и подзаводится специальный часовой механизм (часовой ход) узла измерения скорости (к часам скоростемера отношения не имеет), звук работы которого хорошо слышен при движении. От часового хода поворачивается вал, на котором укреплены три зубчатых сегмента (зубчатых рейки), которые могут ходить вертикально. Сбоку к сегментам прижимается зубчатое колесо, приводимое от колёсной пары, при его вращении сегмент, с которым колесо в зацеплении, поднимается.
Чем больше скорость — тем выше сегмент успевает подняться, пока находится в зацеплении с колесом (пока вал не повернулся и не ввёл зацепление с колесом следующий сегмент). Над сегментами стоит зубчатая рейка с шарикоподшипниками, приводящая стрелку скоростемера и писец скорости. Сегмент, вышедший из зацепления с колесом, под собственным весом и давлением шарикоподшипника падает вниз и цикл измерения скорости повторяется с другим сегментом.
С распространением автоматической локомотивной сигнализации потребовалось регистрировать параметры её работы и скоростемер был доработан установкой четырёх электромагнитов с писцами, внешне такой скоростемер отличается высотой корпуса и первоначально имел обозначение СЛ-2М (модернизированный), позже дополненное до 3СЛ-2М, где цифра «3» означает «показывающий, сигнализирующий и регистрирующий». Электромагниты возбуждаются и опускают писцы на 2 мм при появлении на локомотивном светофоре жёлтого, КЖ, красного огня и возбуждении катушки ЭПК автостопа соответственно. При проверках бдительности, когда катушка ЭПК теряет питание и раздаётся свисток, писец поднимается до восстановления питания рукояткой бдительности и на ленте видно длительность проверки.
В 90-е гг XX века на железных дорогах России 3СЛ-2М вытеснялся комплексом КПД-3 с таким же форматом записи на ленту, как и у 3СЛ-2М, но сама лента металлизированная и запись идёт выжиганием точек двумя электрическими дугами, а режимов протяжки ленты два: поездной (на 0,5 мм каждые 100 м пути, скорость, аналогичная простому 3СЛ-2М) и маневровый (на 0,5 мм каждые 50 м пути). Затем появились КПД-3П, КЛУБ и КЛУБ-У с записью на электронные носители, а на Украинских железных дорогах — АЛС-МУ.
Скоростемер.