Lt304888.ru

Туристические услуги

Сожжение книг и погребение книжников

14-04-2023

«Сожжение книг и погребение книжников» 焚書坑儒 - знаменитый троп китайской историографии, обозначающий события 221 г. до н.э. Согласно Ши цзи, в этот год состоялась масштабная государственная акция по утверждению идеологической ортодоксии новообразованной империи.

Содержание

Предыстория

Согласно Шанцзюнь шу, Шан Ян (ум. 338 до н.э.) обратился к Сяо-гуну царства Цинь с инициативой "сжечь книги, дабы декларировать установления закона". По утверждению Хань Фэя 韩非 (ум. 233 г. до н. э.), "в государстве мудрого правителя нет книг и записей на бамбуке, но единой доктриной является закон; нет речений былых правителей, - единственным образцом для подражания являются государственные мужи".[1]

Хронология и критический анализ

Инициатива Ли Сы была выдвинута в 213 году, через восемь лет после воцарения Цинь Шихуана.

Однако уничтожение книг не было тотальным, и его разрушительное действие на развитие китайской культуры оспаривается. [2] Указ не распространялся на чиновников в аппарате империи, а также на книги по земледелию и садоводству, медицине, фармакологии и гадательным практикам.

Не исключено, что более значительный урон был нанесен при захвате императорского дворца повстанцами в 206.

Последующая история

Закон, запрещающий частное использование книг был аннулирован в 191 до н.э. Систематические усилия по собиранию китайского литературного наследия были предприняты в правление Хань У-ди при помощи Гунсунь Хуна 公孫弘. Описание, сохранившееся в энциклопедии Тайпин юлань (дин. Сун) гласит, что груды книг, прибывших из всех регионов империи, "высились, как горы"[3]

Уничтожение книг 221 г. до н.э. стало первой в ряду библиотечных катастроф, специально отмеченных китайской историографией.

Источники

  • Tsien, Written on Bamboo and Silk, 2004.

Примечания

  1. Tsien, 12-13.
  2. Tsien, 13.
  3. Tsien, 14.

Сожжение книг и погребение книжников.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01