15-10-2023
Владимир Александрович Соллогуб | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
5 (17) июня 1882 (68 лет) |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: |
писатель |
Язык произведений: |
русский |
Дебют: |
1837 |
Произведения на сайте Lib.ru | |
Произведения в Викитеке | |
Файлы на Викискладе |
Граф Влади́мир Алекса́ндрович Соллогу́б (8 августа (20 августа) 1813, Санкт-Петербург, Россия, — 5 июня (17 июня) 1882, Гамбург, Германия) — русский писатель, внук переселившегося в Россию литовско-польского вельможи Соллогуба Ивана Антоновича из литовского рода Соллогубов. Дядя художника Ф. Л. Соллогуба.
Происходил из аристократической семьи, сын Александра Ивановича Соллогуба (1787—1843) от его брака с фрейлиной Софьей Ивановной Архаровой (1791—1854), дочерью генерала И. П. Архарова. Получил хорошее домашнее воспитание на французский лад, подолгу проживал за границей.
Родители мечтали о дипломатической карьере сына; в 1829 году его определили в Дерптский (ныне Тартуский) университет, курс которого будущий писатель окончил В 1833 году. Поступив в Министерство иностранных дел, какое-то время состоял при Венском посольстве, затем служил в Министерстве внутренних дел, в 1850 году — на Кавказе, в 1870-м был председателем комиссии по преобразованию тюрем, в 1877-м находился при главной квартире Императора для составления «Дневника Высочайшего пребывания за Дунаем» (Санкт-Петербург, 1878).
Несмотря на связи и некогда большое богатство, карьеры В. А. Соллогуб не сделал. Литературно-артистические интересы в Соллогубе преобладали, чему способствовали родственные связи с известным музыкальным домом графа М. Ю. Виельгорского — он был женат на его дочери, Софье Михайловне. В 1840-х годах близко общался с В. Г. Белинским, часто бывал в кружке Белинского[1].
Похоронен на Донском кладбище в Москве[2].
Был дважды женат:
Соллогуб является автором «светских» повестей, очерков, водевилей, воспоминаний. В 1837 году В. А. Соллогуб дебютировал в «Современнике»; с 1839 печатался в «Отечественных записках».
В главном сочинении Соллогуба — повести «Тарантас. Путевые впечатления» (1845) — включена заключительная глава «Сон», представляющая собой утопию: во время путешествия по России старого крепостника и молодого славянофила их тарантас вдруг превращается в фантастическую птицу и несёт героев над преображенной страной, где всё находится в идеальном порядке и полном благополучии (при неизменности общественно-политической системы и отказе от всех «новомодных» веяний). Утопия Соллогуба вызвала разноречивые мнения у критиков демократического лагеря, некоторые (например, В. Г. Белинский) расценили её как памфлет на славянофилов. Вероятно, ближе к истине оказался Н. А. Добролюбов, считавший, что автор просто высказал свои чаяния — последняя точка зрения отчасти подтверждается «драматической шуткой» Соллогуба «Ночь перед свадьбой, или Грузия через 1000 лет» (1855), где и через десять веков в стране не происходит существенных структурных перемен, несмотря на многочисленные научно-нравственные улучшения.
Соллогуб, Владимир Александрович.