23-10-2023
Имя при рождении: |
Спицын Сергей Николаевич |
---|---|
Род деятельности: |
художник, график |
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Гражданство: |
Серге́й Никола́евич Спи́цын (8 июля 1923, Царское село,[1], Санкт-Петербург, Российская Федерация) — русский художник, живописец, график.
Содержание |
Спицын Сергей Николаевич — один из видных книжных и станковых графиков Санкт-Петербурга. Лауреат золотой медали Академии Художеств (2003).
Родился 8 июля 1923 года в Царском Селе. Детство провёл на Крестовском острове и в Лигово. Его отец, Николай Васильевич Спицын, входил в религиозно-философское общество «Воскресение» Александра Мейера, был репрессирован в 1929, погиб в Соловецком лагере.[2]
Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 г. до конца войны, 14 мая 1945 г. В составе 9-го стрелкового полка 20-й дивизии в начале ноября 1941 г. участвовал в боях на жертвенном пятачке Невской Дубровки.[3] С осени 1943 г. в составе 27-й Ясловской ордена Кутузова Гвардейской миномётной бригады командиром отделения радиосвязи дивизиона с боями прошёл до Праги. Имеет боевые награды (орден Отечественной войны, медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и другие).
Выпускник СХШ(1948) и Академии Художеств (1954).
В 1954—1962 гг. входит в круг ленинградских художников «сурового стиля». Работы этого времени: серия литографий к поэме А. Твардовского «Дом у дороги» (1955—1956); серия офортов «41-й год»: «Отступление», «Бой», «Затишье» (1956—1957). В 1961—1962 гг. сделал широко известную серию офортов «Рабочий поезд», в 1962-м серию «Рабочая молодёжь».
После 1962 отклоняет создавшиеся возможности успешно работать в официальном советском искусстве
.В 1963—1973 гг., сближаясь с художником В. В. Стерлиговым, учеником Казимира Малевича, входит в живописно-пластическую традицию русского авангардного искусства. Совместно с ним в 1963—1965 гг. создаёт «Старопетергофскую школу», в которую входили художники Т. Н. Глебова, В. П. Волков, Г. П. Молчанова, Е. Н. Александрова, П.М Кондратьев (примыкал к ним в 1963—1965 гг). и искусствоведы А. В. Повелихина, Е. Ф. Ковтун. В это время В. В. Стерлигов развивает теорию К. С. Малевича о прибавочных элементах в изобразительном искусстве и открывает новый прибавочный элемент искусства 1960-х гг. — «прямо-кривую». С. Н. Спицын, разделяя его открытие, также работает в новой пластической форме[4].
С начала 1970-х гг. работает над развитием собственных пластических принципов, сочетающих достижения русского авангарда и традицию русской иконописи. В 1982—1983 гг. делает первую серию работ «по мотивам русских фресок», с этого времени развивая эту тему на продолжении многих лет. Серии работ: «Енисей» (1966—1968), «Шестнадцать пятниц» (1968—1969), «Сенеж» (1970), три «крымские» серии (1984, 1987, 1990), «Фрески Дионисия. Ферапонтово» (1980-е), живописная и графическая серия «Прощание с Финским заливом» (1980-е-1992), «Святители» и «Иноки» (1991—2000).
В 1960-1970-х гг. принимает участие в подготовке и проведении выставок художников русского авангарда в Ленинградском отделении Союза художников, способствуя их «возвращению» ( выставки П.Н.Филонова 1968, К.С. Малевича 1968, Л.А. Юдина 1973, В.М.Ермолаевой 1972,П.И.Соколова 1971, М.Ф. Ларионова и Н.С Гончаровой), а также выставок В.В. Стерлигова, Т.Н.Глебовой и первой персональной выставки О.Н. Гильдебрандт в Доме писателей им. В.В.Маяковского, 1985.
Автор воспоминаний о художниках Л.А. Юдине, П.Н.Филонове,В.В.Стерлигове, П.И.Басманове.
В 1980—1990 гг. принимал участие в открытии Собора Архангела Михаила в Ораниенбауме, Собора Петра и Павла в Петергофе . В 1994—1995 гг. расписывает фресками (по собственному проекту) алтарную апсиду храма преподобного Сергия Радонежского (арх. А. М. Горностаев, 1861) в Троице-Сергиевой приморской пустыни под С.-Петербургом. В 2006 г. пишет алтарные иконы для храма Св. Андрея Первозванного в Петергофе.
В 2009 г. награждён серебряной медалью Св. апостола Петра «За усердные труды во славу Святой Церкви».
Работал в книжной графике с 1954 г. до 2000-х гг. С 1954 г. начал постоянную работу с издательствами: «Детгиз», «Лениздат», «Гослитиздат», «Советский писатель», «Детская литература» и др. Иллюстрировал, преимущественно, книги для детей и юношества (более ста изданий). Оформил и проиллюстрировал почти все изданные книги ленинградского писателя Радия Погодина. Наиболее известные работы в книжной графике — иллюстрации к книгам:
Спицын, Сергей Николаевич.