23-10-2023
Станда́рт телевизио́нного веща́ния — система кодирования видеосигнала для его эфирной передачи. Уже в эпоху чёрно-белого телевидения возникло несколько разных стандартов разложения изображения, отличавшихся числом строк, частотой кадров и другими параметрами. Переход к цветному телевидению умножил число систем, так как на разные стандарты разложения накладывались стандарты кодирования цвета (NTSC, PAL, SECAM).
Впоследствии часть систем «вымерла»; с другой стороны, распространились многосистемные телевизионные приёмники, так что сейчас разнообразие систем не создаёт проблем для телезрителей.
В настоящее время идёт внедрение цифрового телевидения и телевидения высокой чёткости.
Содержание |
Чем выше число строк, тем качественнее, чётче изображение и тем больше информации на экране. В то же время чем выше число строк, тем шире должна быть используемая полоса частот (соответственно тем меньше можно создать телеканалов). Считается, что обычному кинокадру на 35 мм плёнке соответствовало бы телевизионное изображение с 900 строками. В телевидении стандартной четкости такое качество не достигается. Европейский стандарт разложения для передачи использует 625 строк, из которых активных, то есть, видимых на экране — 576. Американский стандарт использует 525 строк из которых активных — 480 (стандарт VGA). Во Франции существовала система с 819 строками, но сейчас она уже вымерла (такой канал занимал полосу 14 МГц). Современные стандарты телевидения высокой четкости предусматривают количество строк 720 и 1080, что обеспечивает высокое качество изображения. Использование для передачи цифрового сжатия потока видеоданных позволяет передавать такое изображение по относительно узкому каналу.
В большинстве телевизоров кадры показываются с той же частотой, с какой они передаются (поскольку раньше было сложно реализовать что-либо другое). При этом частота кадровой развёртки вдвое выше частоты кадров из-за использования чересстрочной развёртки. На ранних стадиях развития телевидения инженеры боялись, что переменный ток в сети питания будет создавать помехи на экране, поэтому частота кадровой развёртки была выбрана в точности равной стандартной частоте переменного тока (50 Гц в Европе, 60 Гц в Америке) — чтобы возможные помехи были статическими, а не имели вид дрожания. Эти опасения, впрочем, оказались необоснованными, но после начала массового внедрения телевещания было уже поздно что-то менять.
То, что частота кадров на телевидении (25 или 30 кадров в секунду) отличается от частоты кадров в кино (24 кадра в секунду), создаёт определённые неудобства. В Европе на телевидении фильмы прокручивают чуть быстрее (на 4 %; соответственно и звук становится более высоким); в Америке при телекинопроекции применяется сложная интерполяция, обеспечивающая плавный перевод кадровой частоты кинематографа в кадровую частоту телевидения. Первые такие технологии вызывали неизбежную прерывистость движения на экране при переводе кинофильмов на телеэкран. Современные технологии делают изображение плавным, за счет более сложных алгоритмов интерполяции. Дешевизна и совершенство современных технологий кадровой интерполяции позволяют делать ее даже при телекинопроекции в европейском стандарте разложения, поэтому на современном телевидении кинофильмы показываются с истинной частотой киносъемки в 24 кадра в секунду, чтобы предотвратить ускорение темпа движения и повышение тональности фонограммы.
Во всех системах телевидения стандартной четкости соотношение сторон кадра составляет 4:3 — это соответствует «Академическому» и наилучшим образом вписывается в обычный формат кинематографа 1,37:1. В странах Центральной и Западной Европы (Голландия, Германия, Британия и т. д.) в аналоговом и цифровом наземном вещании с конца 90-х годов наряду с обычным стандартом PAL также используется стандарт PalPlus[1]. Это модификация PAL с соотношением сторон телевизионного кадра 16:9 и увеличенным количеством элементов в строке — 1024 вместо стандартных 720. Все стандарты телевидения высокой четкости изначально разрабатывались с соотношением сторон кадра 16:9, что позволяет наилучшим образом вписать в экран большинство форматов телевизионного и кинематографического изображения.
Системы цветного телевидения обозначаются так: например, SECAM-D обозначают сигналы стандарта D, на которые наложены цветные сигналы системы SECAM. Неприменяемые стандарты отмечены серым.
Стандарт | Число строк | Частота кадров, Гц | Полоса канала, МГц | Полоса сигнала, МГц | Сдвиг несущей звука, МГц | Ширина остаточной боковой полосы | Кодирование видеосигнала | Кодирование звукового сигнала | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | 405 | 25 | 5 | 3 | −3.5 | 0.75 | Pos. | AM | Великобритания (только ч/б) |
B | 625 | 25 | 7 | 5 | +5.5 | 0.75 | Neg. | FM | МВ в большинстве стран, МВ и ДМВ в Австралии (см. G и H) |
C | 625 | 25 | 7 | 5 | +5.5 | 0.75 | Pos. | AM | старая система МВ, использовавшаяся только в Бельгии |
D | 625 | 25 | 8 | 6 | +6.5 | 0.75 | Neg. | FM | только МВ (см. K) |
E | 819 | 25 | 14 | 10 | ±11.15 | 2.00 | Pos. | AM | Старая французская система МВ |
F | 819 | 25 | 7 | 5 | +5.5 | 0.75 | Pos. |
AM | Старая система МВ, использовавшаяся только в Бельгии и Люксембурге |
G | 625 | 25 | 8 | 5 | +5.5 | 0.75 | Neg. | FM | только ДМВ (см. B) |
H | 625 | 25 | 8 | 5 | +5.5 | 1.25 | Neg. | FM | только ДМВ (см. B) |
I | 625 | 25 | 8 | 5.5 | +5.996 | 1.25 | Neg. | FM | Великобритания, Ирландия, ЮАР, Гонконг |
K | 625 | 25 | 8 | 6 | +6.5 | 0.75 | Neg. | FM | только ДМВ (см. D) |
K' | 625 | 25 | 8 | 6 | +6.5 | 1.25 | Neg. | FM | Заморские владения Франции |
L | 625 | 25 | 8 | 6 | +6.5 | 1.25 | Pos. | AM | Франция: звук на −6,5 МГц только на 1 полосе МВ |
M | 525 | 29.97 | 6 | 4.2 | +4.5 | 0.75 | Neg. | FM | Страны Америки, Япония, Филиппины, Южная Корея (все NTSC-M); Бразилия (PAL-M) |
N | 625 | 25 | 6 | 4.2 | +4.5 | 0.75 | Neg. | FM | Аргентина, Боливия, Парагвай, Уругвай |
Основное преимущество цифрового телевидения заключается в улучшенном качестве изображения и звука. Кроме того, цифровое телевидение дает широкие возможности для дополнительных сервисов. На одном частотном канале, на котором раньше передавалась одна телевизионная программа, теперь можно передавать сразу несколько.
В России разработана программа перехода на цифровое телевидение.
Цифровые видео разрешения | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Разрешение |
|
|||||||
Низкое, MP@LL |
|
|||||||
Стандарт, MP@ML |
|
|||||||
Расширенное |
|
|||||||
Высокое, MP@HL |
|
|||||||
Сверх высокое |
|
Стандарты телевизионного вещания.