Lt304888.ru

Туристические услуги

Стефан Великопермский

22-10-2023

(перенаправлено с «Стефан Великопермский»)
Перейти к: навигация, поиск
Стефан Пермский

Стефан Пермский, икона 1909 года
Имя в миру

неизвестно

Рождение

около 1330 - 1340
Великий Устюг

Смерть

26 апреля 1396({{padleft:1396|4|0}}-{{padleft:4|2|0}}-{{padleft:26|2|0}})
Москва

Почитается

в Русской православной церкви

Канонизирован

1549 году

В лике

святителей

День памяти

26 апреля (по юлианскому календарю)

Труды

Поучение против стригольников

Подвижничество

просвещение финно-угорских народов

Категория на Викискладе

Стефа́н Пе́рмский (коми Перымса Степан, мирское имя неизвестно; около 1330 - 1340, Великий Устюг — 26 апреля 1396, Москва) — епископ Русской православной церкви. Проповедовал христианство в землях коми, создал для них алфавит и перевёл на их язык основные церковные сочинения. В 1383 году был поставлен первым епископом образованной в результате его миссионерской деятельности Пермской епархии. Почитается Русской церковью в лике святителей, память 26 апреля (по юлианскому календарю).

Жизнеописание и предания

Родился в 1340-е годы в Великом Устюге. Русский. Его отец Симеон был священнослужителем соборного Успенского собора, а мать Мария — дочерью местного кузнеца Ивана Секирина. Есть предположение, что мать Стефана могла быть пермянкой (коми-зырянкой). Сопровождая отца на службу в храм, Стефан выучился церковному пению и уставу. Рано обучившись чтению, Стефан прочел все книги, которые мог найти в Устюге. Вероятно, в это же время он выучил язык пермян (тогдашнее название коми).

Стремясь к продолжению образования Стефан переселился в Ростов и принял постриг в монастыре св. Григория Богослова, который славился своей библиотекой. Это было время интеллектуального пробуждения Руси и подвижнической деятельности представителей монашеского движения, в том числе св. Сергия Радонежского, который в будущем признал значение свершений Стефана. Мысль молодого аскета послужить миссионерскими трудами для пермского народа, вероятно, получила поддержку ростовских епископов.

Чтобы пользоваться в оригинале Священным Писанием и творениями Отцов Церкви, Стефан изучил греческий язык. Затем он приступил к переводу на пермский язык богослужения православной церкви, переводя с греческого даже те понятия, которые оставались без перевода в славянских языках. Для составления пермской (зырянской азбуки) Стефан воспользовался буквами греческого, славянского и древнетюркского алфавитов.

Стефан Пермский срубает прокудливую березу

Вскоре после смерти митрополита св. Алексия Стефан отправился в Москву, где получил поддержку наместника кафедры митрополита Руси Михаила (Митяя) и был поставлен в пресвитеры епископом Герасимом Коломенским. В 1379 году, около 40 лет от роду, получив благословение епископа Герасима, иеромонах Стефан по прозванию Храп направился в пермские земли[1][2] и уже не вернулся в Ростов, жители которого по настоящее время чтут его наряду со святителями ростовскими.

Заручившись поддержкой устюжан Стефан достиг местечка Пырас (современный Котлас) при впадении в Северную Двину реки Вычегда и начал проповедовать христианское учение. Затем Стефан переносит свою деятельность к пермскому селению Йемдын, современная Усть-Вымь, где находилось крупнейшее языческое святилище. После его разрушения, здесь была сооружена первая в крае церковь, а позже — владычный городок с Михайло-Архангельским монастырём.

Житие сообщает о споре Стефана с Памом-сотником, называемым «знаменитый кудесник, волхвам начальник, знахарям старейшина»[3]. После долгого словесного диспута, разрешить спор об истинности веры было решено через два испытания: Стефан и Пам, взявшись за руки, должны были пройти через горящую избу и подо льдом реки Вычегды (спуститься через одну прорубь, а подняться через другую). Пам, несмотря на принуждение Стефана пройти испытание, отказался. Народ в негодовании отдал его Стефану со словами: «Возьми его и казни, потому что он подлежит казни и по нашему старому обычаю должен умереть», но Стефан отпустил Пама[3].

Смерть и погребение святителя Стефана

Стефан был ещё несколько раз в Москве и в 1383 году поставлен был первым епископом новой Пермской епархии. Скончался 9 мая 1396 года в Москве и был похоронен в северном приделе кремлевской церкви Спаса на Бору. О факте местного почитания Стефана свидетельствует написание в 1472 году Пахомием Сербом текста службы святителю Стефану.[4]:91 Для общецерковного почитания Стефан Пермский был канонизирован на Макарьевском соборе в 1549 году. До нашествия поляков его мощи хранились открытыми, а затем были скрыты[5]. Рядом с гробницей находился и епископский посох Стефана, который в 1612 году гетман Ходкевич вывез в Литву и передал в Супрасльский монастырь. В 1849 году Синод указал передать посох в Пермь, где он хранится по настоящее время. Посох представляет собой палку из лиственницы длиной около 1,5 метров, украшенную пластинками с резьбой по кости (позднее добавление).[4]:86-87

Позднейшие попытки повторного обретения мощей Стефана Пермского оказались безрезультатными. При реставрации церкви Спаса на Бору в XIX веке один из её приделов был освящен во имя Стефана Пермского. 1 мая 1933 года церковь Спаса на Бору была снесена[6]. Мощи св. Стефана следует считать утраченными, за исключением тех частиц, которые были изъяты до польского нашествия и сохранились в других храмах. Предания о Стефане Пермском начали появляться с XV века, часто не соответствуя его житию. Предания можно разделить на две группы: церковные и народные. К созданию первых был причастен сам Епифаний Премудрый, описавший в «Житии Сергия Радонежского» молитвенное общение на расстоянии маковецкого подвижника со Стефаном. К этому же типу следует отнести «историю построения Усть-Вымского городка» в Вымско-Вычегодской летописи. А также, известную историю с уничтожением «прокудливой березы». Народные предания возникают относительно самостоятельно. Они включают в себя сюжеты о борьбе Стефана (Степана) с тунами (колдунами), рассказы о плавании его на камне, истории о наказании (награждении) жителей отдельных сел и животных определенных видов. Если церковные предания могут иметь под собой историческую предоснову, то народные, безусловно, являются частью фольклора. В сфере почитания святого эти два типа преданий вполне могут смыкаться, в том числе и сегодня. Так в селении Эжолты на левом берегу реки Вычегды почитается каменный «плот», на котором якобы плавал Стефан Пермский.

Исторические заслуги

Стефан Пермский стал первым русским продолжателем христианской апостольской просветительской традиции во всем ее объеме. В результате его деятельности Русь стала полиэтнической христианской страной, включающей в себя разные полноправные (в религиозном плане) народы. Деятельность Стефана Пермского способствовала включению пермских земель в состав Великого княжества Московского. Стефан первым обозначил и обосновал движение русской цивилизации на восток, предопределив превращение Руси в Россию. Стефан Пермский был фактически признан святым уже при жизни. Его житие составлено Епифанием Премудрым, лично знавшим Стефана.[7] Стефан был похоронен в Кремле среди младших членов великокняжеской семьи. В ознаменование его заслуг перед Россией, св. Стефан изображён на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде (1862). Скульптурное изображение Стефана также помещено на восточном фасаде храма Христа Спасителя в Москве. Из сочинений святителя Стефана Пермского сохранилось его «Списание» («Поучение»), направленное против еретиков стригольников. Помимо наиболее подробной и концептуальной характеристики этой ереси, автор проявляет человечность к ее основателям предлагая не казнить их (что собственно и сделали новгородцы), а изгонять из города.

Древнепермское письмо и стефановские переводы

Зырянский алфавит, созданный свт. Стефаном.

Древнепермская письменность (абур, анбур, пермская / зырянская азбука; коми Важ Перым гижӧм) — письменность, использовавшаяся коми-зырянами, коми-пермяками, русскими и некоторыми другими народами на северо-востоке Европейской России. Создана Стефаном Пермским в 1372 году в районе бассейна р. Вымь, притока Вычегды на основе кириллицы, греческого алфавита и древнетюркской письменности.

Вышла из употребления в XVII веке, вытесненная кириллицей. Иногда использовалась как тайнопись для русского языка. Книги с оригинальными переводами Стефана Пермского христианских текстов на пермский (древнекоми) язык до нас не дошли. В XVIII веке академиком И. Лепехиным были обнаружены фрагменты переводов богослужебных текстов, восходящие к стефановским переводам, записанные кириллицей. Вместе с надписями икон, они дают представление о творческой работе, проделанной Стефаном, пытавшимся сделать пермский язык полноценным языком христианской культуры.

Зырянская Троица

Икона «Зырянская Троица», написана по преданию Стефаном Пермским

«Зырянская Троица» — икона Святой Троицы последней четверти XIV века (после 1379 года), согласно преданию, написанная святителем Стефаном Пермским, имеющая древнейшую сохранившуюся надпись на древнем варианте коми-зырянском языке, сделанную стефановским (древнепермским письмом). Зырянская Троица была найдена вместе с иконой «Сошествие Святого Духа» (не сохранилась), также содержащей пермскую надпись. Надписи представляют переводы библейских текстов, связанных с данными сюжетами. Искусствоведы считают Зырянскую Троицу изводом византийской иконы. По многим формальным и концептуальным чертам она является предтечей «Троицы» Андрея Рублева. Авторство Стефана Пермского достоверно не установлено (сведения о нем записаны Яковом Фризом со слов сельских прихожан и относятся к концу XVIII века). В Житии святого, написанном через год после его смерти лично знавшим святителя Епифанием Премудрым, прямых указаний на то, что Стефан занимался иконописанием, нет. В то же время, другого человека, способного в то время сделать перевод на пермский язык, не было. Стефана Пермского следует считать также автором концепции пермских икон, создание которых следует связать с образно-литургическим творчеством на Руси того времени. Святителю Стефану Пермскому приписывалось авторство нескольких икон и крестов с зырянскими надписями, часть из которых имела достоверно более позднее происхождение[8].

Оценка заслуг

  • 21 декабря 2009 года безымянной горной вершине Приполярного Урала, расположенной в Республике Коми, присвоено наименование «гора Святителя Стефана Пермского»[9]
  • Именем святителя Стефана Пермского названа центральная площадь столицы республики Коми, г. Сыктывкара
  • 7 мая 2013 года в Сыктывкаре на территории Свято-Стефановского кафедрального собора установлен памятник святителю Стефану Великопермскому[10]

Примечания

  1. Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись
  2. «Историко-филологический сборник Коми филиала АН СССР». Сыктывкар, 1958. Выпуск 4.
  3. ↑ Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского
  4. ↑ Святитель Стефан Великопермский — Пермь: 1885. — 94 с.
  5. Стефан, епископ Пермский // Словарь книжников и книжности Древней Руси — Электронные публикации Института русской литературы РАН
  6. Спас на Москве. Святыни старой Москвы
  7. Епифаний Премудрый // Словарь книжников и книжности Древней Руси — Электронные публикации Института русской литературы РАН
  8. К истории иконы «Святая Троица Зырянская» в Вологде. // Вестник церковной истории № 4(8) 2007 г.
  9. Постановление Правительства Российской Федерации № 1043 от 21 декабря 2009 года
  10. В Сыктывкаре установлен памятник святителю Стефану Великопермскому

Литература

  • Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись о Стефане Пермском // Историко-филологический сборник Коми филиала АН СССР. Выпуск 4. — Сыктывкар: 1958. — С. 257—271
  • Котылев А. Ю. Учение и образ Стефана Пермского в культуре Руси / России XIV-XXI веков Сыктывкар, 2012. - 218 с.
  • Морозов Б. Н., Симонов Р. А. К проблеме источников древнепермской письменности Стефана Пермского (около 1340—1396) //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 1 (35). С. 5-16
  • Пятисотлетие в 1879 году проповеди св. Стефана пермского — Пермь: 1879. — 6 с.
  • Святитель Стефан Великопермский. — Пермь, 1885. — 94 с.
  • Стефан Пермский // Святые Древней Руси — М: 1991.
  • Духанина А. В. Издание жития Стефана Пермского: современное состояние и перспективы // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. № 4 (42). С. 20-41.
  • Виноградова Е. А. К истории иконы «Святая Троица Зырянская» в Вологде //Вестник церковной истории. 2007. № 4(8). С. 61-72.
  • Korpela, Jukka. Stefan von Perm'. Heiliger Täufer im politischen Kontext // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. T. 49. 2001. S. 481-499.

Ссылки

  • Стефан Пермский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Святитель Стефан Пермский на сайте Православие.Ru
  • Миссия Стефана в Пермь Вычегодскую (Стефан Пермский в народной памяти)
  • Святитель Стефан, Епископ Пермский на сайте «Культурное наследие Прикамья»

Стефан Великопермский.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01