Lt304888.ru

Туристические услуги

Сторожевые корабли проекта 1159

17-05-2023

Сторожевые корабли проекта 1159
Сторожевые корабли проекта 1159 (СССР)
1159 (Koni-I class)
Немецкий сторожевой корабль «Росток» проекта 1159 (ГДР)
Основная информация
Тип Сторожевой корабль
Государство флага СССР
Принадлежность ВМС СССР
Верфь Зеленодольское ПКБ
Заказан к постройке 1968
Строительство начато 1975 (первый корабль)
Спущен на воду 1987 (последний корабль)
Введён в эксплуатацию 1970-е
Современный статус частично эксплуатируется
Параметры
Водоизмещение 1760 т
Длина 96,51 м
Ширина 12,56 м
Осадка 4,08 м
Технические данные
Силовая установка форсажная газовая турбина М-8В и два среднеоборотных дизеля
Мощность 36 тысяч л.с.
Винты 3 вала и 3 гребных винта
Скорость 29,5 узлов (максимальная)
14-14,5 (экономическая)
Дальность плавания 2000 миль (при скорости 14 узлов)
Автономность корабля 10 суток
Экипаж 96-110 человек (9-10 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение Общего обнаружения: МР-302 «Рубка» (Strut Curve)
НРЛС: «Дон-2» (Don II)
Управления огнём: (Pop Group) для ЗРК «Оса-М»
МР-105 «Турель» (Owl Screech) для АУ
МР-123 «Вымпел» (Bass Tilt) для ЗАУ
Радиоэлектронное вооружение РЭБ «Бизань-4» (Watch Dog) и акустические охранители
Тактическое ударное вооружение 4 x 1 ПУ ПКРК П-20[1], 4 x ПКР П-20[2]
Артиллерийское вооружение 2 x 2 АУ АК-726
Зенитная артиллерия 2 x 2 ЗАУ АК-230
Противолодочное вооружение 2 x 12 РБУ-6000 «Смерч-2»
120 РГБ-60
2 бомбосбрасывателя
120 глубинных бомб
Зенитное ракетное вооружение 1 x 2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 8Э10, 20 x ЗУР 9М33[3]
2 x 4 ПУ МТ-4УС ЗРК «Стрела-3»[4], 16 x ЗУР 9М32М[5]
Торпедно-минное вооружение 14 мин на верхней палубе

Сторожевые корабли проекта 1159 класса «Дельфин» (по классификации НАТО Koni I, II, III) — советские сторожевые корабли, разработанные в 1970-е годы и состоявшие во флоте многих стран (в некоторых странах они всё ещё числятся в списках флота).

Содержание

Общее описание

Разработка

В 1960 годах экспорт из СССР сторожевых кораблей малого водоизмещения значительно расширился, что вынудило начать разработку специального экспортного сторожевого корабля. Создание его началось в 1968 в Зеленодольском проектном конструкторском бюро. Проект получил кодовый номер 1159 по выданному ВМФ тактико-техническому заданию. Главным конструктором проекта был назначен Ю.А.Никольский, главным наблюдающим от ВМФ – капитан 2 ранга А.П.Демешкевич. При проектировании разработчики учли опыт создания сторожевых кораблей проекта 159 и малых противолодочных кораблей проекта 1124.

Скоростные показатели

Главная трёхвальная энергетическая установка полностью повторяла установку МПК проекта 1124, однако её быстроходные дизели на бортовых валах были заменены на менее мощные среднеооборотные. На средний вал работала форсажная газовая турбина М-8В мощностью 18 тысяч лошадиных сил. Максимальная скорость корабля достигала 29 узлов, поисковая лежала в пределах 20-24 узлов, а экономичной была скорость в 14 узлов. При последней скорости дальность плавания составляла 2000 миль. По условиям безопасности плавания мореходность оценивалась в 8-9 баллов, по использованию оружия всего в 5 баллов.

Вооружение

Основное вооружение включало два ЗРК самообороны:

Также туда входили две спаренные артустановки АК-726 калибром 76,2 мм (по одной на носу и по одной на корме), два спаренных зенитных автомата АК-230 калибром 30-мм, тактический ударный ПКРК П-20 (на пяти судах) и 4 ракеты П-20 и две реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 (боезапас 120 РГБ-60). Имелись бомбосбрасыватели и рельсы для приёма морских мин заграждения. Полное водоизмещение корабля достигало 1760 тонн, экипаж насчитывал 110 человек, автономность по запасам провизии составляла 10 суток.

Модификации

Помимо базового проекта, был создан специальный вариант проекта 1159-Т специально для некоторых стран: 6 кораблей были построены для Алжира и Кубы (кодовое название НАТО Koni-II). Также были построены пять сторожевиков для флота СФРЮ и Алжира, вооружённые четырьмя одноконтейнерными пусковыми установками ПКР П-20, направленными в корму. Ещё некоторые корабли получили на вооружение по две аналогичные счетверённые пусковые установки МТ-4УС для запуска ракет типа «Стрела-3». Ещё два корабля были построены для Ливии по проекту 1159-ТР (кодовое название НАТО Koni-III): корабли отличались повышенным водоищмещением, изменённой конструкцией надстроек и наличием двух спаренных пусковых установок для противокорабельных ракет П-20М, расположенных побортно у носовой надстройки.[6]

Применение

Строительство

Головной корабль проекта 1159, получивший наименование «Дельфин», был построен в 1975 году на заводе имени Горького в Зеленодольске (ССЗ №340), а всего с 1975 по 1987 годы было построено 14 кораблей: 6 проекта 1159, 6 проекта 1159-Т и два судна по проекту 1159-ТР. Изначально они входили в состав ВМФ и СССР, но затем стали передаваться на экспорт.

Страны экспорта

Страна Проект Имя корабля[7] Год продажи
 ГДР 1159 Rostock 1978
 ГДР 1159 Berlin 1979
 ГДР 1159 Halle 1985
Югославия 1159 Split[8] 1980
Югославия 1159 Kopar[9] 1982
Болгария 1159 Смели[10] 1991
Алжир 1159-Т Mourad Rais 1980
Алжир 1159-Т Rais Kellich 1982
Алжир 1159-Т Rais Korfou 1985
 Куба 1159-Т Mariel 1981
 Куба 1159-Т без имени[11] 1984
 Куба 1159-Т Monkada 1988
Ливия 1159-ТР Al Hani 1986
Ливия 1159-ТР Al Ghardabia 1987

После объединения Германии в 1990 году все три корабля были выведены из состава флота и сданы на слом. Два из трёх кубинских кораблей были списаны в 1996-1997 годах. В мае 1997 года алжирский фрегат «Rais Korfou» прибыл в Кронштадт на КМОЛЗ, где проходил ремонт и модернизацию, завершившуюся в 2000 году.

Один из двух ливийских кораблей (Al Ghardabia) был затоплен британскими ВВС в 2011 в ходе интервенции в Ливии.[6]

Примечания

  1. Только на пяти судах
  2. SS-N-2C Styx» по классификации НАТО
  3. SA-N-4 «Gecko» по классификации НАТО
  4. На некоторых кораблях
  5. SA-N-5 «Grail» по классификации НАТО
  6. ↑ Зеленодольский фрегат затоплен в Триполи
  7. Имена давались в странах, закупивших эти корабли
  8. В 1993 году переименован в VPB-31 «Beograd»
  9. В 1993 году переименован в VPB-32 «Podgorica»
  10. Оригинально назывался «Дельфин», был головным кораблём проекта. В СССР использовался как учебный
  11. Заводской номер 356

Ссылки

  • Сторожевые корабли типа «Дельфин». Проект 1159 / 1159-Т. Koni class  (рус.)

Сторожевые корабли проекта 1159.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01