02-09-2023
Страсти Жанны д’Арк | |
La passion de Jeanne d'Arc | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Рене Фальконетти |
Оператор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
82 мин. (восстановленная версия) |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0019254 |
«Страсти Жанны д’Арк» (фр. La passion de Jeanne d'Arc) — немая французская драма, снятая режиссером Карлом Теодором Дрейером в 1928 году и повествующая о последних днях жизни национальной героини Франции. Фильм считается одной из общепризнанных вершин мирового кинематографа[1].
Содержание |
Действие фильма в сжатой форме повторяет зафиксированные сохранившимися протоколами и документальными свидетельствами очевидцев события состоявшегося в 1431 году в Руане инквизиционного суда над Жанной д’Арк: тщетные намерения заставить её отречься от «ереси» и, по сути, сломить её дух, — через допросы, пытки, провокации, подлоги, и финальную казнь.
Работа над фильмом продолжалась около полутора лет. Для съёмок фильма Дрейер разработал специальные декорации с подвижными стенами, на создание которых ушла основная часть выделенного бюджета. При этом декорации в кадре видны лишь фрагментарно, так как основной акцент сделан на крупные планы персонажей. На съёмках никто из актёров не гримировался, что было в те времена совершенно беспрецедентно.
В роли монаха Жана Масьё (фр. Jean Massieu) снимался будущий создатель «Театра жестокости», режиссёр, актёр, поэт, философ, — интеллектуальный фетиш XX века Антонен Арто.
По замыслу режиссёра, фильм должен демонстрироваться без звукового сопровождения, в полной тишине. Премьера фильма состоялась в Дании 21 апреля 1928 года, во Франции — 25 октября 1928 года. Фильм был запрещён к показу в Великобритании из-за того, что английские солдаты изображены в нём как садисты, издевающиеся над Жанной. «Страсти» быстро получили широкое признание в мире, Сергей Эйзенштейн назвал фильм «одним из прекраснейших» в истории.
Оригинальный негатив фильма был утрачен в результате пожара. Чтобы сохранить хоть что-то для потомства, Дрейер заново смонтировал новую версию из дублей, которые были им прежде отклонены.
Около 1950 года французский киновед Ло Дука обнаружил фрагменты фильма в архиве студии «Gaumont» и сделал собственный монтаж фильма с субтитрами и музыкой Вивальди, Альбинони и других композиторов эпохи барокко в качестве звукового сопровождения. Эта версия вызвала недовольство Дрейера, который заявил, что монтаж Ло Дука не имеет ничего общего с первоначальным монтажом его фильма.
В течение полувека первоначальная версия фильма считалась утраченной, однако в 1981 году в Осло в кладовке психиатрической клиники была обнаружена отлично сохранившаяся практически полная копия оригинального фильма с датскими субтитрами, которая стала основой для существующей сейчас восстановленной версии.
В 1985 году Французская синематека выпустила восстановленную версию фильма, в которой был полностью сохранён монтаж найденной в Осло копии, а субтитры переведены с датского на французский. Для этой версии композитор Ричард Эйнхорн в 1994 году написал музыкальное сопровождение — ораторию «Видения света» («Voices of Light»).
В XXI веке над созданием звукового сопровождения к «Страстям Жанны д’Арк» работали участники британских групп «Portishead» и «Goldfrapp» Эдриан Атли и Уилл Грегори[2].
По оценке Полин Кейл (которую поддерживают многие другие кинокритики), работа Рене Фальконетти в фильме Дрейера — «возможно, самая лучшая актёрская игра, когда-либо заснятая на плёнку»[3]. Другой авторитетный киновед, Дж. Розенбаум, назвал фильм Дрейера «вершиной немого кино — и, вероятно, кинематографа в целом» (the pinnacle of silent cinema — and perhaps of the cinema itself)[1].
Очевидно сходство между образами Жанны, созданными Фальконетти и Инной Чуриковой в фильме Г. Панфилова «Начало» (1970). Сам режиссёр популярного советского фильма признавал: «На мой взгляд, к феномену Жанны ближе всего подошли Дрейер и Фальконетти»[4].
Страсти Жанны д’Арк.