17-10-2023
Студенческое радио — радиовещание, осуществляемое для студенческой аудитории.
Главным достоинством студенческого радио считается что ему не нужно заботиться о рейтинге, аудитория всегда поддерживает его. Это почти единственный вид радио, который до сих пор действует не в коммерческих интересах, а в интересах целевой аудитории .
Такая станция преследует несколько целей:
Колледж-радио считается разновидностью «комьюнити-радио».
Университетские станции сегодня считаются государственными радиостанциями. Многие студенческие радиостанции в США являются членами радиовещательных сетей, таких, как, например, Национальное общественное радио и его региональные ответвления. Это облегчает не только коммуникацию, поиск музыки и информации, но и частично снимает финансовое бремя. Большинство колледж-станций работает по некоммерческим лицензиям.
Феномен «колледж-радио» возник в США в 1960-х годах, когда FM-вещание только набирало обороты. Самые первые университетские радиостанции передавали новости, спорт, музыку, часто образовательные программы, лекции и т. д.
В конце 1970-х годов наступил кризис студенческого радио, обострилась конкуренция, многие были убеждены, что университетские станции являются «второсортными». Станции были вынуждены пройти техническую модернизацию, которая потребовала больших финансовых затрат. Тогда многим станциям пришлось временно прервать вещание, некоторым — навсегда покинуть эфирное пространство.
Конец 1990-х годов стал расцветом колледж-радио, во многом это связано с возросшей популярностью «колледж рока» (позже ставшего известным как альтернативный рок). Альтернативная музыка была традиционной для колледж-радио, поэтому интерес к музыке автоматически привлек внимание к станциям, которые её транслировали. На базе многих радиостанций в 90-е годы образовалось кабельное университетское телевидение.
Сегодня большинство университетских станций в Америке отказались от традиционных методов и форматов радиовещания — они экспериментируют в эфире. Американские студенческие станции стали своего рода синонимами креатива, поиска, творческой свободы.
Сегодня на развитие студенческих радиостанций США студенты передают более 200 млн долларов каждый год. То, что радиостанцию финансирует сообщество, является практикой для общественных СМИ в США.
В России культура студенческих станций пока развита мало, хотя имеется достаточно количество подобных радиостанций.
Одним из самых интересных проектов, поддерживающих и развивающих партнерство и профессионализм студенческих станций является *Университи. В 2009 году в Калининградской области в РГУ имени Иммануила Канта появилось "Радио РГУ". Также в 2009 году в Рязани в РГУ имени С.А. Есенина начало работу "Радио Весна", которое сейчас перерастает в самостоятельный проект.
Студенческое радио.