Lt304888.ru

Туристические услуги

Сяо

14-09-2023

(перенаправлено с «Сяо»)
Перейти к: навигация, поиск
Иллюстрация из трактата Сяо цзин

Сыновняя почтительность сяо (кит. 孝 xiào, яп. こう, кор. 효 хё) - одно из центральных понятий в конфуцианской этике и философии, важный компонент традиционной восточно-азиатской ментальности. В базовом значении относилось к уважению родителей; в более широком смысле распространялось на всех предков. Поскольку в конфуцианстве государю отводилось место "народного родителя" 民之父母, добродетель сяо затрагивала подавляющую часть социально-политической сферы (из "трёх [социальных] устоев" саньган 三纲 сяо напрямую описывало подчинение детей родителям и косвенно - подчинение народа государю. Вне этой модели оставался только принцип подчинения жены мужу). Нарушение норм сяо считалось тягчайшим преступлением.

Содержание

«Сяо цзин»

Теория сяо была закреплена текстуально в трактате "Сяо цзин" („Канон сыновней почтительности“), приписываемом Конфуцию. В нём излагается беседа между учителем и его любимым учеником, Цзэн-цзы 曾子. Поскольку этот текст отличался внятностью и сравнительной простотой (всего 388 различных иероглифов), начиная с дин. Хань он использовался в качестве учебника для чтения в начальном образовании.

Существенно, что сяо не подразумевает механического выполнения всех прихотей старших. Согласно Сяо цзин, сыновняя критика, направленная на исправление отцовских недостатков, является нормой сяо, - также как и министерский протест, направленный государю во спасение страны. Необходимым основанием для подобной критики является справедливость и 義.

Ритуальное и моралистическое использование

Иероглиф "сяо" широко представлен в надписях на бронзовых сосудах эп. Чжоу. Как указано в словаре Шовэнь, он изображает ребёнка и старого человека; графемы ориентированы вертикально, возможно выражая иерархическое подчинение.

В терминологии Чжоу сяо могло выступать как почетный титул предка, в свою очередь подчеркивая его почтительное отношение к предшественникам. Культ предков был важным элементом в религиозных представлениях китайцев начиная уже с династии Шан. Его соблюдение ритуально выражалось в служении на алтарях клана, которое обеспечивало благосостояние живущих и покой мёртвых; приемственность этого служения символизировала безопасность клана. Нарушение приемственности считалось катастрофой - настолько, что символическое обслуживание алтарей побеждённых кланов иногда сохранялось их соперниками в качестве милости к слабым. Т.о., понятие сяо изначально включало в себя религиозный компонент. (Не только практическое, но и ритуальное почитание старших сохраняется до сих пор. В истории позднеимперского Китая оно стало одной из причин спора в среде католических миссионеров, 17 - нач.18 вв., является ли поклонение предкам идолопоклонством).

С другой стороны, с развитием классической философии сяо переросло в абстрактную категорию и моральный императив. Конфуций и его последователи уклонялись от обсуждения религиозной и метафизической стороны культа предков (связанной с погребением и представлениями о потустороннем мире). Несмотря на то, что погребальная церемония для усопших родителей составляла неотъемлемую часть нормы сяо, ее выполнение рассматривалось прежде всего как наставление живущим. Сыновняя почительность выражалась в изготовлении гроба из лучшего дерева, приготовлении савана и траурных одежд, церемониальных сосудов, а также в соблюдении поста. Имя усопшего заносилось на специальную табличку, которая помещалась в храме предков и дважды в год (весной и осенью) становилась объектом поклонения. В позднеимперские времена проявлением сяо было также изготовление церемониального портрета родительской пары.

Траектория использования сяо в промежутке от Зап.Чжоу до конца периода Воюющих Царств обнаруживает примечательную тенденцию: в период Чуньцю отмечается резкое снижение в частотности его использования как в традиционных текстах, так и на эпиграфических носителях.[1] Ю.Пинес объясняет этот феномен противоречием между интересами правящих домов и подчиненных им кланов (а также между основной линией клана и её ответвлениями). Это противоречие внятно сформулировал Хань Фэй (ум. 233 до н.э.): "Почтительный сын своего отца - ненадёжный подданный своего государя". Предполагается, что Конфуций переформулировал понятие сяо, направив его значение от кланового использования к семейному (как отмечает Пинес, "Луньюй" четырежды упоминает просьбы учеников растолковать значение сяо: возможное свидетельство того, что ко времени деятельности Конфуция новая интерпретация этого понятия была необходима). Именно конфуцианское обновление, переведшее сяо на уровень личностных отношений, снова привело это понятие в гармонию с государственной идеологией, которая укрепилась в имперскую эпоху.[2]

Законодательство

В познеимперский период тяжкое нарушение сыновней почтительности (как то убийство родителей) каралось линчи.

См.также

  • en:The Twenty-four Filial Exemplars 二十四孝 èrshísì xiào: "24 примера сыновней почтительности", трактат дин. Юань, описывающий выдающиеся проявления сяо на примерах от императора Шуня до дин. Сун.
  1. Yuri Pines, Foundations of Confucian Thought, 2002:187-8.
  2. Yuri Pines, Foundations of Confucian Thought, 2002:197-9.

Сяо.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01