Lt304888.ru

Туристические услуги

Тантризм

02-06-2023

Шри Янтра

Та́нтра (санскр. तन्त्र, букв. «хитросплетение», «ткань», «сокровенный текст», «магия») — тайная наука[1] о ритуале, изложенная в текстах-тантрах и в европейских языках получившая название «тантризм». Возникла в начале н. э. в брахманизме и буддизме и распространилась в Индии, Непале, Бутане и особенно в Тибете.

Тантризму в индуизме присущи следующие особенности[2] :

  • преобладание представителей самых низких каст в составе сект;
  • большая доля представителей неарийских племён в составе сект;
  • крайняя эзотеричность сект и проводимых в них обрядов;
  • широкое использование методов йоги;
  • несовместимость основных обрядов с брахманистским ритуалом и моральными нормами брахманов;
  • отведение особой роли половому энергетическому началу, которое представлено в виде богини Шакти.

Тантризм отличается от других индийских религиозных традиций отказом от аскетических практик, вместо которых он сосредоточивается на максимальной активизации внутренних телесных потенций. Помимо йоги, в тантризме практикуются различные магические и оргиастические ритуалы, высвобождающие сексуальную энергию человека, что приводит к отождествлению чувственного экстаза с мистическим. Вследствие интереса к телу как к сосуду вечного последователи тантризма увлекаются алхимией и различными способами продления жизни. Большую роль в тантризме играет мистическая физиология чакр[3].

В тибетской и бонской терминологии тантра определяется как система практик для достижения высшей реализации, и является особенностью буддизма Ваджраяны (или тантрического буддизма), который включает в себя тибетский буддизм и восточноазиатскую школу Сингон.

Содержание

История и символизм индийской тантры

Основная статья: Тантра (индуизм).

Происхождение тантризма восходит корнями к древним индуистским традициям и связано с культом Великой богини-матери. Тантристы считают своё вероучение универсальной религией всех людей, из которой развились и черпают свою духовную силу остальные религии[4]. За основу принимается представление о тождестве микрокосма и макрокосма, человека и мироздания, поскольку все возводится к единению двух начал — женского и мужского. В зависимости от того, какое начало признается главенствующим, тантра разделяется на «правую» и «левую».

Тантра «правой руки» господствует в Индии, она признает ведущим мужское, активное начало.

Тантра «левой руки» ведущим началом признаёт женское, символизирующее мудрость.

Символом мудрости и пустоты, женского начала является лотос. Почитание лотоса пришло в Тибет из Индии, где этот цветок символизирует чистоту, красоту и совершенство. Троном каждому из тибетских богов служит огромный цветок лотоса — это знак приобщения к ваджра («алмаз», «молния») — небольшой ритуальный жезл. Ваджра — символ самого Просветления, происходящего подобно вспышке молнии; символ истинности, неколебимости буддийского учения, мудрости. Другой символ женского начала вселенной — колокольчик. Мужское начало символизирует о твердости, не уступающей алмазу, поэтому многие буддийские божества изображаются с ваджрой в руках.

Техники

Характерным свойством тантрических техник является их комплексное воздействие на широкий спектр проявлений человека как живого мыслящего существа. В результате практики тантрических техник расширяется диапазон характеристик осознаваемого функционирования тела и ума человека, благодаря чему на определённом этапе практикующий понимает, что привычное, условно «нормальное» с точки зрения современной психиатрии, состояние сознания является лишь одним из множества иных состояний, в которых возможно присутствие самоосознавания, но изменяется механизм интерпретации умом информации с органов чувств.

В результате успешной практики тантрических техник практикующий теряет обусловленность своей личности и переживает себя как безграничное внеличностное осознающее существо, чье бытие имеет место вне концепций двойственности (я — не я, имя — форма), сущность которого неотличима и неотделима от абстрактного с точки зрения материализма вселенского сознания.

Буддийская тантра

Основная статья: Тантра (буддизм).

Тантрическая практика в Тибете включает в себя три основных элемента:

  1. созерцание изображения божества и затем — отождествление себя с ним;
  2. использование при этом особых ритуальных жестов, обозначающих то или иное божество (эти жесты называются мудры, они пришли в Тибет из Индии);
  3. чтение мантр.

Буддийская тантра включает в себя четыре класса тантр:

  1. тантра действия (Крия-тантра), предполагающая совершенствование через ритуал;
  2. тантра выполнения (Чарья-тантра), в которой ритуал и медитация признаются равноценными;
  3. Йога-тантра, в основе которой лежит йогическая медитация;
  4. тантра высшей йоги (Ануттара-йога-тантра), в практике которой основным является постижение недвойственности мироздания, единства противоположных начал.

Тантра йоги

Тантра высшей йоги, доступная только для тех йогинов, кто достиг очень высокой ступени духовного развития и способен постичь истинную природу вещей независимо от внешних проявлений, занимает исключительную позицию в отношении женщины.

В Ануттара-йога-тантре женщина — воплощение мудрости-праджни — ставится выше мужчины. Во многих текстах, принадлежащих к Ануттара-йога-тантре, например в тантре Ваджрайогини, главное божество имеет женский облик. «В тантрах высшей йоги, например в Гухъясамаджа-тантре, возможность для практикующей женщины достичь полного пробуждения за одну жизнь признается открыто и безоговорочно». Главенство женского начала выражается и в том, что многие божества имеют женоподобный облик.

Тантрический секс

Основная статья: Панчамакара

Тантри́ческий секс — одна из тайных тантрических практик, основное содержание которой — интимная близость партнёров. Ритуальный тантрический секс в тантрической литературе называют майтхуна (मैथुन maithuna). Однако, вопреки бытующему мнению, майтхуна является завершающей частью ритуала, называемого «Панчамакара» (पञ्चमकर pañcamakara — Пять букв «М»), называемого так по первым буквам названий составных частей ритуала:

  1. मद्य — madya — мадья (вино);
  2. मांस — māṃsa — мамса (мясо);
  3. मत्स्य — matsya — матсья (рыба);
  4. मुद्रा — mudrā — мудра (жареные зёрна) и
  5. मैथुन — maithuna — майтхуна (ритуальное соитие).

Другое название ритуала — Панчататва (पञ्चतत्त्व — pañcatattva — Пять истин).

Примечания

  1. Тантризм // Философский энциклопедический словарь. 2010.
  2. Тантризм // Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
  3. Интернет-версия статьи
  4. Человек, который независимо от принадлежности к той или иной касте, убеждений или религии стремится к духовному развитию или делает что-то конкретное, является тантриком. Тантра сама по себе ни религия, ни «изм». Тантра — это фундаментальная духовная наука. Везде, где есть какая-либо духовная практика, должно считаться само собой разумеющимся, что она основана на тантрическом культе. Там, где нет никакой духовной практики, где люди молят Бога выполнить их мелкие мирские желания, где единственным девизом людей является «Дай нам это, дай нам то», — только там можно обнаружить попытки препятствовать тантре. Таким образом, только те, кто не понимают тантру или даже после понимания тантры не хотят делать никакой духовной практики, противостоят культу тантры.

    Ānandamūrti. Discourses on Tantra. — Ananda Marga, 1993. — Т. 2. — 266 с. — ISBN 8172520239

Источники

  • А. Л. Баркова. Буддийская живопись.
  • Ферштайн Г. Тантра. серия "Грандиозный мир", М. 2002
  • Авалон А. Введение в маханирвана-тантру., М. 2002

См. также

Ссылки

  • происхождение термина «тантра»
  • тантрическая символика в храмах Кхаджурахо
  • Тантра в буддизме
  • Камикалавиласа-тантра и другие тантрические писания в Библиотеке на Индостан.Ру

Тантризм.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01