25-09-2023
Бела Тарр | |
Tarr Béla | |
Бела Тарр |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Гражданство: | |
Профессия: | |
Награды: |
«Серебряный медведь» (2010) |
IMDb: |
ID 0850601 |
Бе́ла Тарр (венг. Tarr Béla; 21 июля 1955, Печ) — мастер венгерского авторского кино, после премьеры фильма «Туринская лошадь» (2011) объявивший об уходе из кинематографа.
Содержание |
В возрасте 16 лет Тарр создал свой первый фильм: двадцатиминутную документальную ленту о цыганской трудовой бригаде, пушущей письмо о безработице Яношу Кадару. Дебют режиссёра привлёк внимание важной венгерской киноинституции тех лет – Студии Белы Балаша. Реакция чиновников на этот документальный фильм была резко отрицательной, вследствие чего Тарру не удалось поступить в университет, где он собирался изучать философию[1].
Затем Тарр учился в Будапештской академии театра и кино. В 1989—1990 стипендиат в Берлине, с 1990 преподаватель Берлинской киноакадемии.
Первые фильмы Тарра близки к поискам «документального реализма» в кинематографе Восточной Европы, включая отказ от профессиональных актеров. Начиная с телеэкранизации «Макбета» (полнометражного фильма, снятого двумя эпизодами), Тарр идет к более обобщенной, медитативной поэтике, оставаясь, тем не менее, в тесной связи с повседневностью, биографией и историей. Все фильмы после 1985 сняты по сценариям сверстника Тарра, крупного писателя Ласло Краснахоркаи.
Среди важных для него в юности фильмов Тарр называет ленты Брессона, Одзу, Кассаветиса. Критика часто сопоставляет его с Тарковским и Антониони, Ангелопулосом и Сокуровым.
В 1990-е годы Бела Тарр был относительно малоизвестен, однако в 2000-е годы его творчество пропагандировали такие гуру артхаусной критики, как Джонатан Розенбаум. В 2007 г., когда режиссёр с новым фильмом впервые был приглашён на Каннский кинофестиваль, сопутствующее внимание прессы способствовало переоценке всего творческого багажа режиссера.
Ретроспективы Тарра не раз проходили в ФРГ, Франции, США, Канаде. Критики причисляют его к ведущим европейским мастерам среднего поколения. Во время опроса 846 кинокритиков, проводившегося в 2012 г. журналом Sight & Sound, за 7-часовое «Сатанинское танго» Тарра было подано столько же голосов, сколько и за такие общепризнанные шедевры, как «Метрополис», «Психо» и «Сладкая жизнь».
В 2011 г. на Берлинском кинофестивале последний фильм Тарра, «Туринская лошадь», был удостоен второго по значимости приза — «Серебряного медведя».
Тарр, Бела.