Lt304888.ru

Туристические услуги

Телеспектакль

18-10-2023

Спектакль (фр. spectacle, из лат. spectaculum «зрелище») — произведение сценического искусства; может ставиться как на театральной сцене, так и на радио (радиоспектакль) и на телевидении (телевизионный спектакль).

Содержание

Театральный спектакль

Изначально спектаклем называлось произведение театрального искусства, в создании которого участвует театральный коллектив: актёры, художник-декоратор, композитор, гримёры, бутафоры и другие[1]. В современном театре созданием спектакля, в соответствии с собственным замыслом, руководит режиссёр-постановщик, объединяющий усилия всех участников постановки[2]. Режиссёрский замысел конкретизируется в работе с художником и композитором.

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» (МХАТ

Работа над созданием спектакля в драматическом театре включает в себя:

  • выбор и адаптацию пьесы;
  • распределение ролей в труппе с учётом возможностей актёров и их амплуа;
  • определение мизансценического рисунка спектакля;
  • работу режиссёров с актёрами в процессе репетиций;
  • подготовку декорационного оформления спектакля, костюмов, реквизита, грима;
  • подготовку музыкального и светового сопровождения.

Завершающим этапом работы над созданием спектакля является генеральная репетиция, которая проводится с использованием полного декорационного, музыкального (шумового) и светого офомления, заготовленного реквизита, в костюмах и гриме и, в отличие от всех предшествующих репетиций, на публике[1].

Телевизионный спектакль

С развитием телевидения появился жанр телевизионного спектакля, или телеспектакля[3]. В СССР первый телевизионный спектакль был показан в 1938 году, но, поскольку видеозапись ещё не практиковалась, телевизионные спектакли, как и театральные, вплоть до начала 50-х годов разыгрывались непосредственно в эфире[4]. Позднее появилась возможность записи телеспектаклей на киноплёнку при помощи кинорегистраторов, благодаря которым многие постановки дошли до наших дней. Качество изображения, получаемого съёмкой с экрана кинескопа, было значительно ниже снятого непосредственно кинокамерой, однако такой способ производства в течение ряда лет был популярен на телевидении из-за относительной простоты и дешевизны[5].

Телевизионный спектакль не является видеозаписью (телеверсией) театральной постановки, — это оригинальный спектакль, созданный в телевизионной студии, специально для телевидения[6][7]; и если театральный режиссёр в советские времена (когда актёры не могли работать в разных театрах одновременно) был ограничен труппой конкретного театра, режиссёр-постановщик телеспектакля мог приглашать актёров разных театров и даже киноактёров[8].

Телевизионные спектакли ставили, как правило, театральные режиссёры (в том числе Анатолий Эфрос и Георгий Товстоногов) или специально работавшие на телевидении режиссёры с театральным образованием и опытом, как например Александр Белинский[9], Давид Карасик и Александр Цуцульковский[10], в различной степени, иногда очень скромной, используя возможности телевидения (или кинематографа), прежде всего крупный план[11]. Как и театральные, телевизионные спектакли разыгрывались в целом в замкнутом пространстве, в близких к театральным и достаточно простых декорациях, иногда и в интерьерах; в телеспектакль могли быть вмонтированы и натурные съёмки[7].

Разновидностью телевизионного спектакля является телевизионный балет (телебалет), который точно так же представляет собой оригинальное, совершенно самостоятельное произведение, не имеющее своего сценического первоисточника, созданное специально для телевидения и по его законам[3][12].

По свидетельству Александра Белинского, на либеральном ленинградском телевидении, выпускавшем в 60—70-х годах до 20 спектаклей в год, режиссёры были свободнее и в выборе драматургического материала[6]. Театральным режиссёрам телевидение, таким образом, предоставляло возможность реализовать замыслы, которые в театре по тем или иным причинам осуществиться не могли, актёрам — сыграть роли, которые им не довелось играть на сцене, а зрителям — увидеть пьесы, которые не идут в театрах, режиссёрские и актёрские работы, которым в театрах не нашлось места[6][8]. Когда Павел Луспекаев из-за болезни ног был вынужден покинуть театральую сцену, он нашёл себе прибежище на телевидении, сыграв во многих телевизионных спектаклях, в том числе «Мёртвых душах» и «Жизни Матвея Кожемякина» А. Белинского[13].

В «золотой фонд» телевизионного театра вошли телеспектакли «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» и «Страницы журнала Печорина» А. Эфроса, «Вишневый сад» Л. Хейфеца, «Безобразная Эльза» П. Хомского, «Как важно быть серьёзным» А. Белинского[14], балетный спектакль А. Белинского и В. Васильева «Анюта»[15] и многие другие.

В годы реформ жанр телеспектакля был забыт; в 2004 году телеканал «Культура» попытался его возродить, осуществив постановки пяти небольших спектаклей. Однако эти опыты вызвали сомнения как в самой возможности возрождения жанра в его прежнем виде, так и в принадлежности новых постановок к жанру телеспектакля[7].

Радиоспектакль

В СССР радиотрансляции театральных постановок, прежде всего оперных спектаклей Большого театра, начались ещё в 20-х годах[16], и датой рождения радиотеатра считается 25 декабря 1925 года, когда в студии Московского радио состоялась премьера первой советской радиопьесы - «Вечер у Марии Волконской»; хотя тот радиотеатр, который любили в СССР в 40—70-х годах, сформировался позже[17].

Радиоспектаклем — в отличие от радиокомпозиции или записи по трансляции театральной постановки — стали называть спектакль, созданный в радиостудии специально для радиовещания. Для оригинальных радиоспектаклей создавались и специальные пьесы или инсценировки известных литературных произведений[18]. Один из самых известных в мире радиоспектаклей — «Война миров» Орсона Уэллса (по одноимённому роману Герберта Уэллса, 1938): поставленный в форме репортажа, он вызвал панику в Соединённых Штатах.

Спектакли на радио ставили и театральные режиссёры, в том числе Всеволод Мейерхольд, и даже кинорежиссёры, как например Андрей Тарковский — «Полный поворот кругом» по новелле У. Фолкнера (1965)[19], но гораздо чаще — специальные радиорежиссёры, в совершенстве владевшие спецификой радиотеатра, как легендарная Роза Иоффе. Мейерхольд после первой попытки исполнить перед микрофоном фрагменты из спектаклей ГосТиМа признал: «Этому в день не научишься»[20]. Чтобы адаптировать к радиовещанию спектакль «Дама с камелиями», начать пришлось с переработки самой пьесы. Радиспектакль предъявлял особые требования и актёру, в распоряжении которого оставалось только одно «средство выразительности» — его голос, и режиссёру; как говорила Р. Иоффе, «слушатель должен увидеть то, что мы ему играем»[21].

Радиотеатр рождал свои шедевры, по большей части забытые в постсоветскую эпоху. Большой популярностью на протяжении нескольких десятилетий пользовались, в частности, радиосериалы «Клуб знаменитых капитанов», созданный ещё в 1945 году, и «КОАПП».

Фильм-спектакль

«Фильмами-спектаклями» называют как театральные постановки, снятые на киноплёнку, так и телевизионные спектакли[3][4]; однако этот термин не является общеупотребительным: специалисты предпочитают различать театральные и телевизионные постановки, соответственно, первые чаще называют телеверсиями (видеовериями) спектаклей или просто спектаклями, последние — телеспектаклями[22][23][14].

В СССР до начала 50-х годов театральные спектакли, как и отдельные сцены из них, разыгрывались непосредственно в телевизионной студии; 16 апреля 1951 года состоялась первая внестудийная трансляция — оперы А. Рубинштейна «Демон» из Большого театра[24]. Тогда же, в самом в начале 50-х, была разработана и программа создания фонда снятых на киноплёнку и предназначенных для массового зрителя — для демонстрации по телевидению, а иногда и в кинотеатрах — лучших спектаклей советских театров. Первыми этой чести удостоились спектакли Малого театра — «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Васса Железнова» А. М. Горького, спектакли МХАТа — «Анна Каренина» (по Л. Толстому) и «Школа злословия» Р. Шеридана и два спектакля Ленинградского Большого драматического театра — «Разлом» Б. Лавренёва и «Любовь Яровая» К. Тренёва[3].

Снятые на плёнку театральные постановки могли представлять собою как простые записи по трансляции — непосредственно из театра или из телевизионного павильона, так и телевизионные версии спектаклей в полном смысле слова — с использованием возможностей кинематографа, добавлением видеоряда, отсутствующего в театральной постановке[11]. Так, например, телеверсия спектакля Большого драматического театра «Эзоп» в начале представляет зрителю панораму пустыни, по которой движутся рабы, рассказ Эзопа о корзине с хлебом иллюстрируется соответствующим видеорядом и т. д., а в киноверсии знаменитого спектакля Театра Сатиры «Свадьба с приданым» наряду с театральными декорациями, имитирующими сельские пейзажи, присутствуют и натурные съёмки.

Примечания

  1. ↑ Спектакль // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4.
  2. Режиссёр // Театральная энциклопедия (под ред. П. А.. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4.
  3. ↑ Телевизионное искусство // Большая светская энциклопедия, в 30 т.. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  4. ↑ Телевидение // Большая светская энциклопедия, в 30 т.. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  5. Коноплёв, 1975, с. 180
  6. ↑ «Фиеста». История одного спектакля. Культурный слой. Пятый канал (официальный сайт) (3 мая 2009). Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 30 июля 2012.
  7. ↑ Премьеры телевизионного театра // Телеканал «Культура». — Официальный сайт, 22 марта 2004.
  8. 1 2 Белинский А. А. Старое танго. Заметки телевизионного практика. — М.: «Искусство», 1988.
  9. Белинский, Александр Аркадьевич. Телеканал «Культура» (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 26 июля 2012.
  10. Цуцульковский Лев. Телегуру.. Телеканал «Культура» (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 26 июля 2012.
  11. ↑ Телевизионная постановка // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 5.
  12. Балет на телевидении // Русский балет. Энциклопедия. — БРЭ, "Согласие", 1997.
  13. Александр Белинский отмечает 80-летие. Телеканал «Культура» (официальный сайт) (5 апреля 2008). Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 26 июля 2012.
  14. ↑ Из золотой коллекции телетеатра. Телеканал «Культура» (официальный сайт) (20.10.2011). Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 18 июля 2012.
  15. «Анюта». Телеканал «Культура» (официальный сайт) (2). Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 28 июля 2012.
  16. Радиовещание // Большая светская энциклопедия, в 30 т.. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  17. В студии радиотеатра. — М.: «Знание», 1978. — 48 с.
  18. Радиоискусство // Большая светская энциклопедия, в 30 т.. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  19. Фолкнер У. (А. Тарковский) — Полный поворот кругом // Старое радио.
  20. В студии радиотеатра. — М.: «Знание», 1978. — 48 с.
  21. В студии радиотеатра. — М.: «Знание», 1978. — 48 с.
  22. Спектакли-легенды. Телеканал «Культура» (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 5 августа 2012. Проверено 18 июля 2012.
  23. Спектакль // Время // Первый канал. — Официальный сайт.
  24. Развитие техники ТВ-вещания. Справочник. — М.: ИД Святогор», 2005. — 224 с.

Литература

В Викисловаре есть статья «спектакль»
  • Горчаков Н. М. Работа режиссёра над спектаклем. — М., 1956.
  • Попов А. Д. Художественная целостность спектакля. — М., 1959.
  • Юpовский А. Специфика телевидения. — М., 1960.
  • Тамарин Б. Показ театральных спектаклей из телевизионной студии. — М., 1960.
  • Товстоногов Г. А. О профессии режиссёра. — М.: ВТО, 1967. — 360 с.
  • Б. Н. Коноплёв Многокамерные способы электронных съёмок // Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — М.,: «Искусство», 1975. — С. 180. — 448 с.

См. также

Телеспектакль.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01