09-07-2023
Система совместного использования велосипедов (также известна как велошейринг) — система проката, обычно созданная на некоммерческой основе, позволяющая арендовать велосипед на одной из автоматизированных станций, совершить поездку и вернуть велосипед в любой пункт проката, установленный в этом же городе. Подобные программы успешно существуют во многих европейских и североамериканских городах.
Цель программы — предоставить жителям и туристам бесплатный, либо очень дешёвый доступ к велосипеду для кратковременных (не более 3 часов) поездок по городу, как альтернативу моторизованному общественному транспорту и автомобилю, тем самым улучшить транспортную и экологическую обстановку
Сторонники этой концепции утверждают, что система совместного использования велосипедов избавляет её участников от рисков вандализма и кражи, и необходимости решения проблем парковки и ремонта, тем самым делая этот вид транспорта привлекательнее.[1]
Совместное использование велосипедов появилось как негосударственное начинание, созданное несколькими независимыми организациями, как попытка пересадить автомобилистов на велосипеды, снизить загрязнение окружающей среды и оздоровить население. С 1974 года, многие городские администрации и общественные организации озаботились созданием систем совместного использования велосипедов и стали рассматривать его как часть системы общественного транспорта.
По оценкам экспертов, в 2010 году в мире существует более 200 подобных программ.[2]
К примеру, одна из крупнейших сетей — парижская Vélib', в расположении которой 1202 станций и 20 тыс. велосипедов, обслуживает до 110 тыс. ежедневных поездок и является частью системы общественного транспорта города. Пункты аренды Velib' установлены в радиусе 300 метров[3].
Хотя участники подобных систем обычно оплачивают использование велосипеда, программы совместного использования отличаются от типичного коммерческого проката велосипеда.
Один из видов, при котором велосипеды находятся в свободном доступе для любого желающего для поездок по ограниченной территории (например студенческий городок). Не требует удостоверения личности, кредитной карты или членской карты. После использования велосипед остаётся не закрытым на замок, таким образом кто угодно может забрать велосипед, и для обратной поездки, возможно, придётся искать другой.
При этом виде, арендовать велосипед можно после внесения небольшого депозита. Депозит возвращается после возврата велосипеда. Так как депозит обычно небольшой (несколько монет), высоки риски краж и вандализма. Некоторые сети резервируют депозит на кредитной карте, что позволяет снизить эти риски.
В данном виде программы, велосипеды хранятся на специальных автоматизированных станциях, установленных в разных частях города. Для участия в программе, необходимо зарегистрироваться, предоставив удостоверение личности и получить членскую карту. В большинстве программ, пользование велосипедом первые 30 минут бесплатны.
На 2004 год, несмотря на использования антивандальных технологий и систем защиты от кражи, ни одна из программ велошейринга не была прибыльна[4]. Расходы на поддержание таких программ превышают доходы от оплаты.
Первым городом, где была внедрена система, стал в 2006 г.[уточнить] Лион (Франция).
Такие системы есть в Стокгольме[5]. Бесплатная программа есть в баскской столице Витории (c 2004 г.)[6], а также действовала в Хельсинки до 2010 года[7]. Бесплатно арендовать велосипед можно на территории парка Hoge Veluwe в Нидерландах, и в других местах.
Сеть Vélib’, состоит из 20 тыс. велосипедов расположенных на 1450 станциях в Париже. Vélib’ был запущен после успеха проекта Vélo’v в Лионе, и на сегодня считается крупнейшей программой велошейринга в мире. Vélib’ можно считать очень успешной с точки зрения популярности среди населения и туристов (от 50 тыс. до 150 тыс. ежедневных поездок), тем не менее около 80 % изначальных 20 600 велосипедов было уничтожено или украдено.[8]
Некоторые велосипеды с пометкой Vélib’ были обнаружены в Восточной Европе и Северной Африке, другие были найдены в р. Сене, висящими на фонарных столбах или заброшены на деревенских дорогах в разобранном состоянии, заставляя муниципалитет Парижа ежегодно компенсировать оператору 2 млн долларов на расходы по восстановлению велопарка (согласно контракту).[9]
В Peugeot Cycles (совместная разработка с дизайнером Филиппом Старком), получивший название Pibal[10].
Некоторые велошейринг-программы в стране позволяют использовать мобильный телефон для бронирования велосипедов.
Мэр Лондона, Борис Джонсон пообещал запустить в городе велошейринг-сеть, которая будет построена по подобию парижской Velib'. Barclays Bank стал спонсором программы. Сеть получила название Barclays Cycle Hire (англ.) или (BCH). BCH расположена в центральном Лондоне приблизительно по границам первой транспортной зоны, и будет, по завершению работ, состоять из 400 станций с интервалами в 300 метров.[11]
Расходы на разработку и запуск программы оцениваются в более чем £140 млн на первые 6 лет программы, без учёта расходов на эксплуатацию. Она стартовала 30 июня 2010 года.
Сеть dublinbikes была запущена в Дублине в 2009 году. На момент запуска программы, существовало 450 велосипедов на 40 автоматизированных станциях. К 2011 году сеть развилась до 550 велосипедов и 44 станций. Спонсором выступила крупная французская компания уличной рекламы JCDecaux.[12] В 2012 году, муниципалетет объявил о планах расширения сети в 3 раза, до 1,5 тыс. велосипедов и 100 станций. Работы начнутся в конце 2012 года.[13]
Call a Bike (англ.) является дочерней компанией Deutsche Bahn и работает в различных немецких городах. Процедуры напрокат и возврата велосипедов в разных городах различаются. Тем не менее все зарегистрированные клиенты могут в любом городе без проблем взять напрокат велосипед. Сеть имеет 430 зарегистрированных клиентов, которые могут пользоваться 7000 велосипедами.
См. также: Nextbike (англ.) (Германия)
В [4].
Автоматическая система проката Veturilo (оператор — Nextbike) работает в Варшаве (65 пунктов в районах Урсынов, Беляны и в Старом городе), а также в городах Вроцлаве (30 пунктов), Познани (7 пунктов) и Ополе (10 пунктов). Каждый день на улицы этих городов выезжают 1500 трёхскоростных велосипедов стоимостью около 2300 USD каждый[15], которые пользователи одалживают в среднем 5 тысяч раз.
В ближайших планах довести количество пунктов проката в Варшаве к марту 2013 года до 120, при этом парк велосипедов пополнится 1100 машинами. Стоянки расположены преимущественно вблизи от станций метро, пересадочных остановок и учебных заведений.
Система общественных велосипедов в Польше дотационная. Для примера, в августе 2012 г сбор с желающих прокатиться по Варшаве составил 140 000 зл. (44 800 USD), тогда как оператор велопроката Nextbike получил от муниципалитета города 475 000 зл. (152 000 USD) (link) По утверждению Томаса Войтковича (руководитель польского подразделения Nextbike) эти расходы оправданны, так как снижают уровень автомобильных пробок в городе, нагрузку на дорожное полотно, а также улучшают экологический фон (выбросы, шум).
Автоматическая система проката BaltikBike работала в столице Латвии г. Рига (17 пунктов) и курортном городе Юрмала (3 пункта) с июня 2010 г по май 2013. В центральной части Риги и на Левом берегу города расстояние между пунктами проката составляло 300…1500 м, однако, 2 пункта проката были расположены в спальных районах(?) на расстоянии 4 и даже 7 км от центра города.
За 2011 год велосипеды были взяты в прокат 15 000 раз[16] Проект BaltikBike стал плодом сотрудничества между европейским оператором велопроката Nextbike и латвийским авиаперевозчиком AirBaltic
На данный момент, сеть велопроката BaltikBike закрыта, однако, с 1 августа 2013 планируется запустить новую сеть проката велосипедов в Риге под брендом Sixt [17]
Система „Cyclocity Vilnius“ в столице Литвы г. Вильнюс введена с 15 июля 2013 г. Спонсором выступила крупная французская компания уличной рекламы JCDecaux (её местное подразделение JCDecaux Lietuva). На данный момент состоит из 36 пунктов, в основном в Старом городе[18]. Трое служащих будут следить, разъезжая по пунктам, за равномерным их наполнением. Карта пунктов аренды и информация о наличии велосипедов на каждой станции доступны на интернет-сайте программы.
Регистрация в системе на год стоит 69 литов, на 3 дня — 10 литов. Первые полчаса проката бесплатны, вторые стоят 1,5 лита, третьи — 5 литов, четвёртые и последующие — по 12 литов (снимаются с банковского счёта при 3-дневной регистрации, с карточки системы — в случае годовой). Система действует с середины марта до середины октября.[19]
Израильская сеть проката велосипедов Тель-Офан в Тель-Авиве насчитывает 150 точек проката велосипедов и 1500 веломашин по всему городу. Точки проката расположены равномерно на территории города, расстояние между ними колеблется от 500 до 1000 м.
Для того, чтобы стать пользователем сети велопроката, необходимо купить абонемент на срок от 1 дня до 1 года. Начиная с четвёртого получаса стоимость поездки резко возрастает, что должно стимулировать целевое использование велосипедов в качестве общественного транспорта, а не для прогулок/развлечений. Система аренды велосипедов была создана в сотрудничестве с транспортной корпорацией Deutsche Bahn. Велосипеды производятся компанией Пантера (Panther Werke) в Германии и имеют три передачи. Они адаптированы для женщин и мужчин. Велосипед сложно поломать, сиденья несъемные, детали нестандартные[20].
Сеть Bixi (англ.) в Монреале стала крупнейшей в Северной Америке на май 2009 года. Bixi была запущена осенью 2008 года.[21] Цель программы Bixi — стимулировать местных жителей и туристов более активно использовать сеть велосипедных дорожек в городе.[22]
Велосипеды (стоимость каждого около 2000 долл.), доступны для аренды на станциях самообслуживания, расположенных во многих частях города. Для аренды требуется банковская карта.[23]
На сегодня доступно 5000 велосипедов на 400 автоматических станциях.[24] Изначальные оценки стоимости программы были $15 млн, но реальные издержки составили $23, учитывая увеличение количества станций.[25][26] В 2008 году Журнал Time поставил Bixi на 19 место в рейтинге 50 лучших изобретений 2008 года.[27][28]
Осенью 2009 года, Калифорнийский университет в Ирвайне представил свою программу велошейринга — Zotwheels. Карта пунктов аренды и информация о наличии велосипедов на каждой станции доступны на интернет-сайте программы.
Доходы от взносов недостаточны для покрытия издержек, поэтому университет вынужден покрывать часть расходов самостоятельно.[29]
В феврале 2010 года администрация г. Мехико представила новую программу велошейринга EcoBici.[30] Изначально запущенная с 85 пунктами аренды и 1 тыс. красно-белых велосипедов, сеть развилась и ныне (май 2013) насчитывает 275 пунктов и 4000 велосипедов. Управляется частной компанией, Clear Channel[31], но основана при государственном участии в 75 млн песо.
В Вашингтоне функционирует частный проект общих велосипедов SmartBike DC запущенные в 2008 году. Управляется частной компанией — рекламным агентством Clear Channel Communications.
Расходы на эксплуатацию в основном покрываются за счёт размещения рекламы на автобусных остановках (переданных компании по контракту с муниципалететом) и доходами от взносов участников.[32] Однако известно, что программа не пользуется чрезмерной популярностью, возможно по причине недостаточно развитой сети станций.[33] После того как округ Колабмия и Clear Channel не смогли договориться о расширении сети, программу официально закрыли в январе 2011 года.[34]
В сентябре 2010 года город представил проект Capital Bikeshare. В отличие от SmartBike, CaBi это государственная программа, которая финансируется налогоплательщиками. Изначальный проект включал 1100 велосипедов на 100 станциях самообслуживания, расположенных в округе Колумбия и частично в округе Арлингтон, Виргиния. Стоимость проектирования, установки и администрирования оценивается в $5.0 млн, со стоимостью эксплуатации в $2.3 млн в первый год[35] Часть этих расходов была покрыта грантом федерального департамента транспорта США в $6.0 млн.[36]. В ноябре того же года директор Capital Bikeshare Крис Холбен заявил что он надеется, что доходы будут покрывать около 50 % расходов на эксплуатацию.[37] CaBi объявило о намерениях расширения сети на дополнительные 20 пунктов аренды в 2011 году.
1 июня Velobike. На момент открытия введено в эксплуатацию 30 автоматических парковок и 500 велосипедов.[38] До конца года планируется довести количество парковок до 114, а велосипедов до 1700[39]. В первую очередь парковки будут устанавливаться в Центральном и юго-западном административных округах.[40] Электроснабжение парковок будет осуществляться от солнечных батарей.
Велосипеды поставляются той же фирмой, которая поставляет велосипеды для аналогичных систем в Великобритании, Франции и Праге. Стоимость велосипеда составляет 1000 долларов. Запчасти от этих велосипедов несовместимы с обычными велосипедами.[39]
Для использования велосипеда нужно зарегистрироваться на официальном сайте, внести абонентскую плату и некоторую сумму на свой счёт. При использовании велосипеда более 30 минут со счёта списывается дополнительная сумма, зависящая от времени аренды велосипеда. Схему расположения парковок и наличие на них велосипедов также можно узнать на официальном сайте. Велосипеды будут доступны круглосуточно до конца октября. Рассматривается вопрос о круглогодичной работе сети.[39]
Сервис велопроката Veli’K был открыт в Казани 1 июля 2013 года. За 3,5 месяца услугами велопроката воспользовались более 15 тысяч раз . Проект реализован оператором наружной рекламы Russ Outdoor по заказу городской администрации. Установлено 7 автоматических велопарковок с парком в 100 велосипедов. Чтобы воспользоваться системой, необходимо зарегистрироваться на сайте www.veli-k.ru и оставить данные банковской карты. Далее оплата взимается за абонемент и за непосредственно использование велосипеда. Однодневный абонемент обойдется в 30 рублей, недельный – в 100 рублей, абонемент на один месяц – в 200 рублей.[41]
В Санкт-Петербурге планируется создание сети велошейринга, как части программы развития общественного транспорта.[42]
Также существуют общественные инициативы по запуску велообмена. Осенью 2012 года, один из веломагазинов Санкт-Петербурга решил повторить акцию проведенную в Амстердаме в 1970 гг., предложив горожанам сдать ненужные, устаревшие или сломанные велосипеды. Их планируется покрасить в белый цвет и расставить по городу. Воспользоваться таким двухколесным средством передвижения сможет бесплатно любой желающий.[43][44]
Создать в Сочи сеть автоматических пунктов велопроката планирует ООО «Городская велосипедная служба ВЕЛЛИ» (Москва) совместно с российско–норвежской компанией «Р–Энерго» (занимается привлечением иностранных инвестиций в российский сектор). Соглашение о реализации этого проекта «ВЕЛЛИ» заключила с администрацией Сочи на выставке коммерческой недвижимости MIPIM–2013. Ожидается, что терминалы, которые самостоятельно будут выдавать велосипеды, заработают в Сочи уже в 2014 г. ]</ref>[45]
Тель-Офан.