25-05-2023
Классификация | бронетранспортёр |
Боевая масса, т | 12,6 |
Экипаж, чел. | 3 |
Десант, чел. | 11 |
История | |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5520 |
Ширина корпуса, мм | 2970 |
Высота, мм | 2850 |
Клиренс, мм | 432 |
Бронирование | |
Лоб корпуса, мм/град. | до 14-мм |
Борт корпуса, мм/град. | 6-мм |
Корма корпуса, мм/град. | 6-мм |
Днище, мм | 6-мм |
Крыша корпуса, мм | закрытая |
Вооружение | |
Пулемёт(ы) | 1 × 12,7-мм Тип 54 |
Боекомплект пулемёта(ов) | 500 |
Подвижность | |
Тип двигателя | дизель 8-цилиндровый |
Модель двигателя | 6150L |
Мощность двигателя, л.с. | 260 |
Удельная мощность,л.с/т | 20,6 |
Скорость по шоссе, км/ч | 60 |
Скорость по пересеченной местности, км/ч | 6 на плаву |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Преодолеваемый брод, м | плавает |
«Тип 63»(Type 63) – первый китайский гусеничный бронетранспортер не имеющий своего советского прототипа, в отличие от других моделей бронетехники.
Содержание |
Его разработка началась в 1960 году в КБ Северного машиностроительного завода (NVMF, сейчас – часть национальной корпорации NORINCO), расположенного недалеко от Пекина. Китайские инженеры преследовали цель создать гусеничную машину, которая бы имела проходимость сравнимую с танками, что немаловажно для юго-восточного театра военных действий, а также была бы относительно дешевой за счет использования некоторых узлов серийно производившейся бронетехники. БТР получил обозначение «Тип 60» (заводской индекс А-531 или WZ-531).
Проектирование велось практически с нуля. В конструкции ходовой части были использованы элементы советского плавающего БТР-50П («Тип 66») и танка ПТ-76 («Тип 60»). В частности, были позаимствованы пустотелые катки и узлы торсионной подвески, а также гусеничные траки. В качестве силовой установки был принят дизельный V-образный двигатель водяного охлаждения 6150, представлющий собой советский дизель В-2 от танка Т-34-85 («Тип 58»), у которого число цилиндров сократили с 12 до 8. Вооружение БТР состояло из 7,62-мм пулемета «Тип 59» (копия советского СГМ) на турели. После пересмотра проекта в 1963 году бронетранспортеру присвоили новое обозначение «Тип 63» или «Тип 63А» (WZ-531A). Главные изменения коснулись компоновки корпуса. Для того, чтобы обеспечить более рациональное расположение двигателя и трансмиссии и обеспечить выход десанта через кормовую часть, моторное отделение сдвинули ближе к середине и вправо, а перед ним расположили место командира машины. Пулемёт было решено заменить на крупнокалиберный. К 1964 году были выпущены первые опытные образцы машин. Однако доводка довольно «сырого» бронетранспортера заняла несколько лет – все таки сказывалось отсутствие опыта, и лишь к концу 1960-х годов было начато его серийное производство. В 1967 г. БТР «Тип 63» был впервые показан широкой общественности на военном параде в Пекине, после чего на западе его стали обозначать как М1967.
Описание конструкции Характерный тупой нос и четырехопорная ходовая часть стали главной отличительной особенностью первого китайского БТР национальной разработки. Бронетранспортер «Тип 63» имеет не совсем обычную компоновку. Отделение управления с местом механика-водителя и органами управления находится в передней части корпуса слева. Позади водителя расположено место стрелка, которое имеет такой же люк, но с установленным в нем поворотным перископическим прибором. А вот место командира расположено в правой передней части корпуса и изолировано от остального обитаемого отделения. Командир также имеет люк в крыше, откидывающийся вправо, с таким же перископическим прибором наблюдения, как у стрелка.
За местом командира справа от отделения управления находится изолированное бронеперегородками моторное отделение с дизельным двигателем 6150L мощностью 260 л.с., там же расположены обслуживающие двигатель системы. Простая трансмиссия состоит из однодискового главного фрикциона, механической коробки перемены передач (4 скорости вперёд, 1 назад), бортовых фрикционов и бортовых передач. Трансмиссия находится в носу корпуса, доступ к ней осуществляется через большой съемный лист в верхней лобовой детали. Над моторным отделением расположена решетка радиатора системы охлаждения двигателя, а также выхлопное окно, смещенное к правому борту и снабженное специальным дефлектором для отвода выхлопа в сторону. БТР «Тип 63» плавающий. Корпус сварной из плоских катаных бронелистов сделан герметичным. Движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц со скоростью до 6 км/ч. В носовой части имеется волноотбойный щиток, поднимающийся с помощью ручного привода с места механика-водителя, при движении по суше он опускается на верхний лобовой лист. По шоссе бронетранспортер может развивать скорость до 60 км/ч, при этом максимальный запас хода составляет 500 км.
Всю кормовую часть корпуса бронетранспортера занимает десантное отделение. Для входа и выхода используется дверь в кормовом бронелисте, а в крыше корпуса расположены два прямоугольных люка, которые могут фиксироваться в открытом положении. В середине машины имеется место оператора пулеметной установки, расположенной по центру. Пулеметом управляет один из стрелков. На поворотной турели установлен 12,7-мм пулемет «Тип 54» (копия советского ДШКМ) с ручным наведением и коллиматорным прицелом. Место пулеметчика сделано открытым, но в конце 1980-х гг. при модернизации на всех китайски бронетранспортерах «Тип 63» оно было оборудовано специальным открытым сверху бронещитком, охватывающим его с трех сторон. Боекомплект пулемета состоит из 500 патронов, снаряженных в ленты, которые уложены в коробки внутри десантного отделения. Для стрельбы пехотинцев не выходя из машины предусмотрены закрывающиеся бойницы, смонтированные с приборами наблюдения по одной в каждом борту корпуса и одна в кормовой двери. Внутри имеются 10 откидных мест, размещенных вдоль бортов и по центру.
Ходовая часть БТР «Тип 63» состоит из четырех односкатных обрезиненных катков (на борт) с передним расположением ведущего колеса. Подвеска индивидуальная торсионная с подрессориванием первых катков. Верхняя ветвь гусеницы закрыта 4-секционными фальшбортами с продольной выштамповкой.
Бронирование защищает экипаж от пуль и мелких осколков, но уязвимо для крупнокалиберных пулеметов. Толщина лобовых листов достигает 14 мм, бортов, крыши, днища – 6 мм. Хотя все бронелисты, кроме кормового, расположены под рациональными углами наклона, по настоящему такая бронезащита совершенно «не держит» 7,62-мм бронебойную пулю АК-47, выпущенную с расстояния до 50-100 метров, не говоря уже о ручных пулеметах такого же калибра.
• «Тип 60»/WZ-531 (проект-прототип)
• «Тип 63»/WZ-531A (базовая модификация)
• «Тип 63»/WZ-531G (модернизированный «Тип 63A»)
• «Тип 63B»/WZ-531B (шасси с 5-опорной ходовой частью; 1970-е гг.)
• «Тип 63C»/«Тип 81»/YW-531C («Тип 63A» с новым двигателем; 1982 г.)
• «Тип 81»/YW-531D/E (экспортная модификация «Тип 63C»/«81»)
• «Тип 63С» для морской пехоты (оборудован съемными модулями для улучшения плавучести и водным движителем)
• «Тип 63A»/WZ-701/701C/D (КШМ на базе БТР «63A», прямоугольная рубка)
• «Тип 63A»/WZ-721 (машина дальней связи на базе КШМ)
• «Тип 70»/WZ-303/303A (130-мм РСЗО на базе БТР «63A»)
• «Тип 70»/WZ-302/302A (122-мм САУ на базе шасси «Тип 63B»)
• «Тип 81»/YW-701A/701B (КШМ на базе БТР «81», прямоугольная рубка)
• «Тип 81»/YW-304 (82-мм самоходн.миномет на базе БТР «81»)
• «Тип 81»/YW-381 (120-мм самоходн.миномет на базе БТР «81»)
• «Тип 81»/YZ-750 (санитарная машина на базе БТР «81»)
• «Тип 60С» (опытный плавающий БТР на базе «Тип 81»)
• «Тип 85»/YW-351H (новый БТР с удлиненным шасси; 1985 г.)
• YD-801 (пожарная машина на базе БТР «Тип 63A»)
Сразу после начала серийного производства бронетранспортеры «Тип 63»/WZ-531A стали поступать на вооружение механизированных пехотных и танковых полков НОАК. Одновременно эти машины китайцы стали поставлять на экспорт. Первой страной, на вооружение которой поступили БТР «Тип 63», стал Северный Въетнам, использовавший их в боях с американцами во время войны в Юго-восточной Азии вместе с захваченными M113. Позже БТР «Тип 63» появился в армии Северной Кореи, которая потом наладила их собственное серийное производство по китайской лицензии, под названием VTT-323. Также «Тип 63» в небольших количествах поставлялся в Мьянму (бывшая Бирма) и Таиланд.
Бывший вьетнамский Тип-63 в Puckkapunyal Военном музее
Вид сверху,тип-63 в Пекине Военный музей
Бывший иракский YW701 в в Puckkapunyal Военном музее
YW531E
Бронетехника КНР после 1949 года | ||
---|---|---|
Лёгкие танки | Тип 62 · Тип 63 · Тип 63А · ZBD 2000 |
|
Средние танки | Тип 59 | |
Тяжёлые танки | WZ 111 | |
Основные боевые танки | Тип 69 · Тип 79 · Тип 80 · Тип 85 · Тип 88 · «Ягуар»* · Тип 90-II · Тип 96 · Тип 98 · Тип 99 · MBT 2000* | |
БМП | Тип 86 · YW 307 · Тип-92 · Тип 97 · ZBD2000 · Тип 07 | |
Боевые машины десанта | ZLC 2000 | |
Бронетранспортёры | Тип 63 · Тип 77 · WZ 523 · ZSD89 (YW 534) · Тип-92 · ZFB 05 | |
БРМ | QL550 · VN3 | |
Самоходные гаубицы | Тип 70-I · Тип 83 · Тип 89 · PLZ-45 · SH1 · SH2 · PLZ-05 · PLZ-07 (SH3) | |
Самоходные миномёты | PLL-05 | |
ЗСУ и ЗРК | Тип 88 · PGZ-95 (Тип 95) · Yitian | |
Противотанковые САУ | Тип 89 · PTL-02 | |
БМРА (РСЗО) | Тип 63 · Тип 81 · Тип 82 · Тип 83 · Тип 89 · WS-1 · A-100 · PHL-03 (Тип 03) · WS-2 · AR1A | |
Боевые машины ПТРК | WZ 550 | |
БРЭМ | Тип 653 | |
* — производились только на экспорт; курсивом выделены опытные и не пошедшие в серийное производство образцы |
Тип-63 (бронетранспортёр).