Lt304888.ru

Туристические услуги

Тихеева, Елизавета Ивановна

18-10-2023

Елизавета Ивановна Тихеева
Дата рождения:

12 (24) апреля 1867(1867-04-24)

Место рождения:

Ковно Российская империя

Дата смерти:

1943 год(1943)

Место смерти:

Ленинград (?)

Страна:

 СССР

Научная сфера:

Педагогика

Место работы:

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Известен как:

Крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей

Елизаве́та Ива́новна Тихе́ева (18671943[1]) — известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей, руководитель опытного детского сада при Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Сестра Л. И. Чулицкой[2]. Одна из создателей дошкольной педагогики в России, автор ряда трудов по дошкольному воспитанию и организации работы детсадов.

Содержание

Биография

Елизавета Ивановна Тихеева родилась 12 (24) апреля 1867 года в городе Ковно (ныне это город Каунас, Литва) на территории Российской империи.

Елизавета Ивановна Тихеева работала в 1880 — 1890-х годах учительницей начальной школы на Кавказе, затем работала в Санкт -Петербурге. В 1913 — 1917 годах она являлась Вице-президентом Общества содействия дошкольному воспитанию, была председателем школьной комиссии этого общества, которая занималась изучением вопросов дидактики и методики начального обучения.

В 1913 — 1928 годах она руководила созданным при Обществе содействия дошкольному воспитанию детским садом.

В 1920 — 1924 годах она являлась профессором Петроградского педагогического института дошкольного образования[3], где Е. И. Тихеева руководила опытным детским садом при институте. Итоги исследований Тихеевой и её сотрудниц были обобщены ею в книге «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, (1928).

Научный вклад в педагогику

Елизавета Ивановна Тихеева рассматривала дошкольное воспитание с точки зрения подготовки детей к дальнейшему школьному обучению с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она считала важной составляющей дошкольного воспитания выработку у детей первоначальных трудовых и поведенческих навыков, формирования у них культуры языка[4]. Она также считала важным иметь такую программу воспитательной и образовательной работы в детском саду, которая предусматривала бы возможность гибкого планирования работы педагога, учитывающей направленность и интересы детей. Большое значение Тихеева придавала воспитанию разумной дисциплины с помощью обязательного посильного труда детей, чёткого распорядка и режима трудового обучения детей. На основе педагогической системы итальянского педагога М. Монтессори и её методики сенсорного воспитания Елизавета Ивановна Тихеева разработала свою оригинальную систему и дидактические материалы на её основе для развития органов чувств детей. Её методика основывалась на принципе парности, когда в играх и занятиях сопоставлялись разнообразные предметы, знакомые детям, игрушки, природные материалы. Ею также разрабатывалась методика развития речи и мышления детей, которая основывалась на систематических занятиях с использованием живого слова, произведений народной словесности, поэзии и произведений искусства[5]. Важнейшую роль Е. И. Тихеева отводила речевым образцам, и в первую очередь - речи воспитательницы детей. Елизавета Ивановна Тихеева не была сторонница обучения в дошкольном возрасте иностранным языкам, отдавая предпочтение совершенствованию детей в родном языке.

Библиография

  • «Детский сад по методу Е. И. Тихеевой при Ленинградском государственном педагогическом институте им. Герцена», Ленинград, 1928.
  • Е. И. Тихеева «Развитие речи дошкольника», Ленинград - Москва, 1937.
  • Е. И. Тихеева «Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)» Пособие для воспитателей детских садов. Издание 4-е. Издательство «Просвещение», Москва, 1972 год.

Примечания

  1. В некоторых источниках указывается 1944 год.
  2. [1] [2], основанного в 1925 как институт Охраны Материнства и Младенчества.
  3. Впоследствии ставшим Ленинградским педагогическим институтом им. А. И. Герцена.
  4. Вопросам формирования у дошкольников формирования культуры речи была посвящена её работа «Современный детский сад, его значение и оборудование», С.-Петербург, 1914.
  5. Эта методика была ею изложена в книге «Родная речь и пути к ее развитию», изданной в Санкт-Петербурге в 1913 году. Наиболее эффективным способом развития речи ребёнка Е. И. Тихеева считала такие формы обучения как рассказывание ребёнком на уроках своих наблюдений природы, а также рассказы детей о своих впечатлениях, полученных на экскурсиях и прогулках.

Литература и ссылки

  • Е. В. Шульгина. Автореферат кандидатской диссертации «Наследие Е. И. Тихеевой как целостная педагогическая система»
  • Чувашев И. В., Очерки по истории дошк. воспитания в России (до Великой Окт. социалистич. революции), М., 1955.
  • А. О. Толстихина «Тихеева»
  • Тихеева Елизавета Ивановна

Тихеева, Елизавета Ивановна.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01