Lt304888.ru

Туристические услуги

Томас Гоббс

04-05-2023

Томас Гоббс
Thomas Hobbes
Дата рождения:

5 апреля 1588(1588-04-05)

Место рождения:

Малмсбери, Уилтшир, Королевство Англия

Дата смерти:

4 декабря 1679(1679-12-04) (91 год)

Место смерти:

Дербишир, Королевство Англия

Гражданство:

Королевство Англия

Школа/традиция:

Эмпиризм, Общественный договор,

Направление:

Филосифия, Политическая философия, Политология, Теория государства и права

Период:

Философия XVII века

Основные интересы:

Теория государства и права, История, Этика, Геометрия, Философия

Значительные идеи:

теория общественного договора; представления о государстве, как «войны всех против всех», первая законченная система механистического материализма; теория демократии; теория государственного суверенитета;

Оказавшие влияние:

Платон, Аристотель, Гроций, Фрэнсис Бэкон

Испытавшие влияние:

Локк Джон, Жан-Жак Руссо

Томас Гоббс (англ. Thomas Hobbes) (5 апреля 1588, Малмсбери (англ.)русск., Уилтшир, Королевство Англия — 4 декабря 1679, Дербишир, Королевство Англия) — английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившим распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история.

Содержание

Биография

Родился в графстве Глостершир, в семье не отличавшегося глубокой образованностью, вспыльчивого приходского священника, из-за ссоры с соседним викарием у дверей храма потерявшего работу[1]. Воспитывался состоятельным дядей. Хорошо знал античную литературу и классические языки. В пятнадцать лет он поступил в Оксфордский университет, который окончил в 1608 году.

В 1610 году стал наставником лорда Гардвика из аристократической семьи Уильяма Кавендиша (впоследствии графа Девонширского). До конца жизни поддерживал тесную связь со своим учеником, который стал его покровителем. Благодаря ему познакомился с Беном Джонсоном, Фрэнсисом Бэконом, Гербертом Чарберси и другими выдающимися людьми. После смерти графа Девонширского был наставником его сына, путешествовал с ним по Италии (где в 1636 году посетил Галилео Галилея) и в 1637 году вернулся в Англию.

На формирование воззрений Гоббса значительное влияние оказали Ф. Бэкон, Галилео Галилей, П. Гассенди, Р. Декарт и И. Кеплер.

Воззрения

Философские воззрения

Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени. В полемике с Декартом отверг существование особой мыслящей субстанции, доказывая, что мыслящая вещь есть нечто материальное. Геометрия и механика для Гоббса — идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется Гоббсу совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое — как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия. Гоббс разграничивал протяжённость, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом («фантазма»); объективно-реальное движение тел и время как субъективный образ движения. Гоббс различал два метода познания: логическую дедукцию рационалистической «механики» и индукцию эмпирической «физики».

Идеи о политике и праве

Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства.

Томас Гоббс

Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности. Гоббс придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое он признаёт абсолютным сувереном. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса — на стороне монархии. Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.

Этика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими из общественного договора.

Основные сочинения

  • The Elements of Law, Natural and Politic (1640)
  • Treatise on Human Nature (1650)
  • Philosophicall Rudiments concerning Government and Society (публикация английского перевода с латинского "De Cive")(1651)
  • Философская трилогия «Основы философии»:
    «О теле» (1655);
    «О человеке» (1658);
    «О гражданине» (1642);
  • «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651, русский перевод — 1936).
  • Letters upon Liberty and Necessity (1654)
  • The Questions concerning Liberty, Necessity and Chance(1656)
  • Postumously A Dialogue between a Philosopher and a Student of the Common Laws of England (написаны в 1666 году, опубликованы в 1681 году )
  • Posthumously Behemoth, or The Long Parliament (написан в 1668 году, опубликованы в (1681 году)

Сочинения

В Викицитатнике есть страница по теме
Гоббс, Томас
  • Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского (1651)
  • Opera philosophica, quae latine scripsit…, ed. W. Molesworth, v. 1-5. — L., 1839-45.
  • The English works, ed. by W. Molesworth, v. 1-11. — L., 1839-45
  • В русском переводе:
*Избранные сочинения, т. 1-2. — М. — Л., 1926.
*Избранные произведения, т. 1-2. — М., 1964 (Философское наследие, Т. 7, 8).

Примечания

  1. Бертран Рассел. История западной философии

Литература

  • Ческис А. А. Томас Гоббс. — М., 1929.
  • «Под знаменем марксизма». — 1938. — № 6. (статьи Б. Э. Быховского, Л. Германа, М. Петросовой, Д. Бихдрикера).
  • Мееровский Б. В. Гоббс. — М.: Мысль, 1975. — 208 с. — (Мыслители прошлого). — 50 000 экз.
  • Мележик И. Н. Понятие, происхождение и природа государства в политическом учении Т. Гоббса. // Актуальные проблемы истории политических и правовых учений. — М., 1990. — С. 104—122.
  • Михаленко Ю. П. Гоббс и Фукидид (о месте Гоббса в позднем английском Возрождении)// Историко-философский ежегодник. — М., 1986. — С. 104—124.
  • Тесля А. А. Абсолютизм государства: политическая философия Томаса Гоббса. — 2006.
  • Tönnies F. Thomas Hobbes, der Mann und der Denker. — Osterwieck, 1912.
  • Polin R. Politique et philosophie chez Thomas Hobbes. — P., 1952.
  • Peters R. Hobbes. — L., 1956.
  • Hobbes studies, ed. by K. C. Brown. — Oxford, 1965.
  • McNeilly F. S. The anatomy of Leviathan. — N. Y. — L., 1968.
  • Gauthier D. P. The logic of Leviathan. — Oxford, 1969.

Ссылки

Томас Гоббс.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01