Lt304888.ru

Туристические услуги

Троеперстное сложение

23-10-2023

Рука, сложенная в троеперстии

Троепе́рстное сложе́ние; Троепе́рстное кре́стное зна́мение — принятое в современном (со средних веков) православии (и некоторых иных Восточных Церквах) сложение пальцев правой руки при совершении крестного знамении или благословении (мирянином).

Вошло в употребление в Константинополе в период между 1172 и 1274 годом (точно когда, — неизвестно); о причинах перемены обычая сведений нет[1]. Распространённое (наряду с иными вариантами[2]) ранее двуперстное сложение отражало христологическую символику: два поднятых перста символизируют две природы Иисуса Христа — божественную и человеческую; троеперстное символизирует также и исповедание Святой Троицы.

В Московской Руси было официально введено в ходе реформ Московского Патриарха Никона в 1650-х; но и прежде — вплоть до патриаршества Патриарха Московского Иосифа — троеперстие имело «значительную степень распространения» в Северо-Восточной Руси, хотя и было осуждаемо[3].

Сторонники никоновской реформы в Греко-российской православной Церкви оказались объектом критики со стороны старообрядцев, не признавших троеперстия.

Примечания

  1. Е. Голубинскій О перстосложеніи для крестнаго знаменія и благословенія. (Глава из его же «Къ нашей полемикѣ со старообрядцами») // «Богословскій Вѣстникъ, издаваемый Императорскою Московскою Духовною Академіею». апрель 1892, стр. 42—43.
  2. Наиболее древней, известной по святоотеческим свидетельствам, формой перстосложения было единоперстие; причём знак креста начертывался (линией) на челе указательным или большим пальцем, — обычай, исчезнувший в течение VIII века, вероятно ввиду борьбы с ересью монофизитства (См. Op. cit., а также: Кореневский Н. И. Церковные вопросы в Московском государстве в половине XVII в. и деятельность патриарха Никона. // Русская история в очерках и статьях под редакцией профессора М. В. Довнар-Запольского. Киев, 1912, Т. III, стр. 701.)
  3. Е. Голубинскій О перстосложеніи для крестнаго знаменія и благословенія. (Глава из его же «Къ нашей полемикѣ со старообрядцами») // «Богословскій Вѣстникъ, издаваемый Императорскою Московскою Духовною Академіею». апрель 1892, стр. 50—51.

Троеперстное сложение.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01