15-07-2023
Ту-16 | |
---|---|
Ту-16К-10-26 Северного флота СССР с ракетной подвеской | |
Тип | многоцелевой самолёт |
Разработчик | КБ Туполев (ОКБ-156) |
Производитель | Завод №22 (Казань), завод №1 (Куйбышев), завод №64 (Воронеж) |
Главный конструктор | Д. С. Марков |
Первый полёт | 27 апреля 1952 года |
Начало эксплуатации | 1954 |
Конец эксплуатации | 1993 |
Статус | Снят с вооружения |
Основные эксплуатанты | ВВС СССР ВВС Египта ВВС Индонезии ВВС Ирака |
Годы производства | 1953-1963 |
Единиц произведено | 1507 серийных и 2 - опытных (Завод №156) |
Варианты | Ту-104 Ту-124 Xian H-6 |
Изображения на Викискладе |
Ту-16 (изделие «Н», по кодификации НАТО: Badger — «Барсук»[1]) — советский тяжёлый двухдвигательный реактивный многоцелевой самолёт. Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и др. Серийно выпускался с 1953 по 1963 год тремя авиационными заводами.
Состоял на вооружении СССР, России и государств СНГ на протяжении около 50 лет. Также состоял на вооружении Египта, Ирака и Индонезии. Производился под названием Xian H-6 в Китайской Народной Республике. За время производства было создано более полутора тысяч самолётов Ту-16.
Содержание |
Первым советским послевоенным дальним бомбардировщиком стал Ту-4, поршневой четырёхмоторный самолёт — копия американского B-29 Superfortress. Но уже во второй половине 40-х годов было ясно, что будущее дальней бомбардировочной авиации за самолётами с турбореактивными и турбовинтовыми двигателями. Это подтвердили и итоги Корейской войны, показавшие сложность прорыва мощной эшелонированной ПВО тихоходными, хоть и хорошо вооружёнными B-29.
Кроме того, советскому военно-морскому флоту требовался самолёт, который мог бы служить эффективным средством сдерживания против превосходящих надводных сил западных флотов.
Технические задания на создание самолёта с рабочей дальностью около 3000 км, околозвуковой крейсерской скоростью и бомбовой нагрузкой три — семь тонн были готовы в 1948 году, но разработке мешало отсутствие в то время подходящего двигателя.
Конструкторское бюро Туполева в это время разрабатывает ряд экспериментальных моделей, послуживших прототипами Ту-16. В их числе следует упомянуть модель «82» — первый фронтовой бомбардировщик со стреловидным крылом и двумя реактивными двигателями. Модель «82» не пошла в серию из-за того, что на вооружение был принят Ил-28 конкурирующего конструкторского бюро Ильюшина. Однако наработки, сделанные при создании модели «82» в дальнейшем использовались при разработке фронтового бомбардировщика Ту-22. Непосредственным предшественником Ту-16 была модель «86», разработка которой была начата в конце 1948 года, построенная к лету 1949 года. Самолёт обеспечивал дальность полета с 2 тоннами бомб до 4000 км, максимальную скорость на высоте 6000 м — 980 км/ч, практический потолок — 13400 м.
Однако 29 августа 1949 года СССР провёл испытания ядерной бомбы РДС-1 и начал подготовку к серийному производству бомбы РДС-3. Вновь создаваемые дальние бомбардировщики должны были быть в состоянии доставить к цели это изделие с учетом того, что его вес превышал пять тонн. Кроме того, ядерный боеприпас требует для своего размещения подогреваемого бомболюка, а в конструкции самолёта должны быть приняты меры по защите от воздействия поражающих факторов ядерного оружия. Военной авиации отныне требовался не просто дальний бомбардировщик, способный летать в два раза быстрее Ту-4, а самолёт, способный доставить ядерную бомбу на дальности, доступные Ту-4. Исследования конструкторского бюро Туполева, проведённые при работах по проекту «86», показали, что полноценный скоростной дальний реактивный носитель ядерного оружия может быть получен увеличением массо-габаритных параметров самолёта и тяги двигателей в 1,5-2 раза. Именно это решение и привело к появлению проекта «88», разрабатывавшегося поначалу в инициативном порядке. Такие конструктивные решения проекта «86», как общая компоновка фюзеляжа, состав и расположение экипажа и оборонительного вооружения переносятся в проект «88», ставший самолётом Ту-16. Эскизный проект самолёта окончательно утверждается 5 июля 1951 года.
Конструкция нового самолёта включала ряд черт, придавших Ту-16 очень характерный внешний вид и сделавших его одним из самых красивых и узнаваемых самолётов мира
— «утопленные» в фюзеляж гондолы двигателей, большая стреловидность хвостового оперения, лёгкая и прочная конструкция крыла большого удлинения.Одним из успехов советской конструкторской мысли являлось крыло Ту-16. Два лонжерона, верхняя и нижние панели крыла образовывали основной силовой элемент конструкции — жёсткий кессон. На американских бомбардировщиках схожего класса и времени создания B-47 и B-52 крыло выполнялось гибким, благодаря чему происходило демпфирование вертикальных порывов воздуха за счёт значительных деформаций крыла. Жесткое и относительно более тяжелое крыло Ту-16 в полете деформировалось мало, что значительно повысило его живучесть, особенно с точки зрения усталостных нагрузок. На крыльях B-47 и B-52 постоянно возникали трещины, что приводило к остановкам парка самолётов, необходимости доработки и усиления конструкции. Можно с уверенностью сказать, что раннее снятие с эксплуатации B-47 во многом определилось «слабым» крылом.[2]
После ряда доработок, связанных с необходимостью облегчить самолёт и одновременно обеспечить ему защиту от поражающих факторов ядерного взрыва, Ту-16 был принят на вооружение в мае 1953 года. Первый серийный самолёт сошёл со стапелей в Казани 29 октября 1953. В общей сложности серийное производство Ту-16 происходило на трёх заводах с 1953 до конца 1963: на Казанском авиазаводе было выпущено 800 машин, на Куйбышевском авиазаводе № 1 — 543 (в 1954—1960) и на Воронежском — 166.
В дальнейшем самолёт претерпел десятки доработок и переоснащённый новыми видами вооружений и радиоэлектронного оборудования. В России он был окончательно снят с вооружения в начале 90-х годов, став одним из самых долгоживущих боевых самолётов в истории, и, безусловно, шедевром авиационной конструкторской мысли
. Китайский вариант Ту-16 до сих пор стоит на вооружении.Ту-16 представляет собой моноплан со стреловидным среднерасположенным крылом (стреловидность по линии четвертей хорд составляет 35º с поперечным V минус 3º) и двумя двигателями Микулина АМ-3 с тягой по 8750 кг (после 1958 года устанавливались РД-3М с тягой 9520 кг) в гондолах по бокам фюзеляжа, встроенных в центроплан. Крыло двухлонжеронное, кессонной конструкции, в районе двигателей установлены силовые рамы. Экипаж самолёта состоял из шести человек — командира, второго пилота, штурмана, второго штурмана (штурмана-оператора), воздушного стрелка-радиста и командира огневых установок (оператора РЭБ). Катапультирование всех членов экипажа производилось вниз, за исключением двух пилотов — вверх. Топливная система состояла из 10 групп баков (27 фюзеляжных и плоскостных баков) с общей ёмкостью 43800 литров топлива ТС или Т-1. В качестве пускового топлива для турбостартеров двигателей использовался бензин Б-70.
Система управления самолётом — классическая безбустерная. Закрылки — однощелевые. Шасси — трёхопорное, с носовой стойкой. Для защиты кормы машины при грубой посадке применяется убираемая в полёте хвостовая опора. Для уменьшения пробега используется парашютная тормозная система ПТ-16 с двумя оригинальными тормозными парашютами: полотнище каждого купола сшито из узких капроновых лент и напоминает сетку-«авоську».
Штатным оборонительным вооружением были три дистанционные башенные установки (ДТ-В7 верхняя, ДТ-Н7с нижняя и ДК-7 корма) и одна неподвижная носовая пушечная установка ПУ-88 (на ракетных вариантах отсутствует) — всего на самолёте было семь двадцатитрёхмиллиметровых пушек АМ-23. КОУ мог взять управление всеми установками на себя, от своей прицельной станции. Бомбовая нагрузка во внутреннем грузоотсеке составляла до 3000 кг, в перегрузку можно было загрузить до 9 тонн свободнопадающих бомб, в том числе и девятитонную противокорабельную фугасную бомбу ФАБ-9000М-54, начинённую 4297 кг тротила. В различных вариантах на самолёт также могли подвешиваться торпеды типа РАТ-52 или 45-56НТ, морские мины типа АМД, крылатые ракеты (КС-1 Комета, в дальнейшем КСР-2, КСР-5, КСР-11, К-10С)
На самолёте стояло самое передовое на то время оборудование:астрокомпас АК-53П и ДАК-50М (ДАК-2), секстант ИАС-51, навигационное устройство АНУ-1, дистанционный гирокомпас ДИК-46 (ДГМК-7), авиагоризонты АГБ-1 или АГБ-2 или АГД-1, гирополукомпас ГПК-48 или ГПК-52, выключатель коррекции ВК-53, электрический указатель поворота ЭУП-46 или ЭУП-53. Радионавигационное оборудование — система СПИ-1, позднее заменённая на РСБН-С «Свод», радиокомпас АРК-5, радиовысотомер малых высот РВ-2 (РВ-УМ), радиовысотомер больших высот РВ-17М, система слепой посадки «Материк». По доработке после 1980 года на некоторые самолёты установили систему дальней навигации РСДН А-711. Для бомбометания по оптически видимым целям использовался векторно-синхронный оптический бомбовый прицел ОПБ-11Р, связанный по боковому каналу с автопилотом АП-5-2М (позднее АП-6Е). По невидимым целям прицеливание производилось с помощью радиоприцела РБП-4 «Рубидий ММ-П», позднее заменённого на РБП-6 «Люстра» или «Рубин-1А», связанного с навигационно-бомбардировочным автоматом "НБА". На ракетных вариантах самолёта применялись РЛС «Кобальт-П», «Рубин-1», «Рица», « ЕН». Стрелковый радиоприцел в задней полусфере — ПРС-1 «Аргон». Доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-1, запросчик-ответчик системы госопознования СРЗО-2М «Хром-Никель», ответчик СО-69, станция предупреждения об облучении СПО-2 «Сирена-2» или СПО-3 «Сирена-3» (позднее на ряде машин заменённая на СПО-10 «Сирена-3М»).
Связное оборудование — КВ-радиостанция Р-807, командные КВ-радиостанции Р-808 или Р-836М «Гелий», радиостанция РСИУ-3М или Р-800 «Клён», или Р-802 «Дуб», или Р-832 «Эвкалипт-СМ». Аварийная СВ-станция АВРА-45 или Р-851 «Коралл». Речевой регистратор переговоров экипажа МС-61, регистратор полётных данных двенадцатиканальный МСРП-12-96, самописец барометрических данных полёта двухкомпонентный К2-75 (К-2-713), трёхкомпонентный самописец — К3-63. В двух гермокабинах самолёта поддерживалась нормальная для жизнедеятельности температура и давление, до высоты 7250 м. Выше экипаж использовал маски и кислородные приборы КП-16 или КП-24, а запас жидкого кислорода хранился в двух кислородных приборах КПЖ-30.
В соответствии с требованиями ГК НИИ ВВС начала 1950-х годов боевая живучесть Ту-16 должна была обеспечиваться при обстреле бронебойными снарядами иностранной 20 мм авиапушки «Испано-Сюиза» HS404, в частности, локальным бронированием кабины пилотов и КОУ. Устанавливались бронеспинки сидений первого и второго пилотов толщиной 18 мм, у оператора - бронеспинка и бронезаголовник толщиной 15 мм. Бронирован (алюминиевая броня) пол кабины пилотов.
На протяжении десятилетий Ту-16 оставался основным самолётом в авиационной компоненте сил стратегического сдерживания СССР. Ту-16 морской авиации выполняли задачи слежения и сопровождения авианосных ударных групп США во всем Северном полушарии. Иногда эти полёты приводили к авариям и катастрофам. Так, 25 мая 1968 года на глазах у моряков авианосца «Эссекс» погиб самолёт-разведчик Северного флота в Норвежском море. Согласно некоторым российским источникам, 26 июля 1980 года пара разведчиков Тихоокеанского флота потеряла один из самолётов при невыясненных обстоятельствах во время слежения за американским авианосцем в Японском море[3]. По западным данным, катастрофа произошла 27 июня (возможно, опечатка в источнике, и должно быть 27 июля) в 13 часов 50 минут по токийскому времени на глазах моряков японского десантного корабля «Немуро». При выполнении правого разворота на сверхмалой высоте самолёт зацепился крылом за воду. В результате поисково-спасательной операции японская береговая охрана в тот же день подняла из воды тела двух лётчиков и фрагменты тела третьего.[4]
Во время Шестидневной войны 1967 года израильские ВВС, благодаря использованию фактора внезапности, уничтожили на аэродромах 30 Ту-16 египетских ВВС, а один иракский бомбардировщик был сбит над территорией Израиля. Самолёты египтян находились на открытых стоянках и уничтожались израильтянами напалмовыми и бомбовыми кассетами во время пролёта вдоль рулёжной полосы. После этого вся советская военная авиация начала переводиться на капонирные стоянки.
В арабо-израильской войне 1973 года египетские Ту-16 приняли ограниченное участие, выпустив в общей сложности 25 ракет КСР-2 и КСР-11[5], из которых своих целей достигли лишь 5[6]. Были потеряны два самолёта, оба экипажа погибли[7].
Бомбардировщики Ту-16 принимали также участие в ирано-иракской войне, базируясь на авиабазу Аль-Валид возле сирийской границы и периодически участвуя в налётах на иранские города.
Во время Афганской войны Ту-16 неоднократно применялись для бомбардировки территории Афганистана. В апреле 1984 года самолёты 1225-го тяжелобомбардировочного авиаполка 31-й ТБАД участвовали в панджшерской операции по подавлению группировки моджахедов Ахмад Шаха Масуда. Вместе с бомбардировщиками Ту-22М2 и фронтовой авиацией 40-й армии они создали невиданную в истории плотность авиации над Панджшерской долиной — обзорный радиолокатор Баграмского аэродрома, предназначенный для сопровождения 100 целей одновременно, «захлёбывался» от перегрузки. Основным вооружением Ту-16 во время этой операции были фугасные бомбы ОФАБ-250.
Летом 1986 года перед Дальней авиацией была поставлена задача подавлять опорные пункты моджахедов, расположенные в пещерах. Бомбометание обычными калибрами не приносило результатов, так как пещеры были выдолблены в камне и бетонированы. Было принято решение использовать самые тяжёлые из серийных обычных авиабомб — ФАБ-9000, аналог британской Grand Slam. К тому времени единственным самолётом советских ВВС, который мог нести ФАБ-9000, был Ту-16. Задачу поставили перед 251-м тяжелобомбардировочным полком из Белой Церкви. Бомбометание тяжёлыми фугасами по склонам дало впечатляющий эффект: сход сотен тонн камней хоронил устья пещер и подходы к ним, на дно ущелий валились карнизы, немногочисленные дороги и тропы упирались в нагромождения скальных глыб, и на поиск обходных путей противнику приходилось тратить недели.
бомбардировщики Ту-16 остались в следующих странах образовавшихся после распада СССР:
Тип | Бортовой номер | Местонахождение |
---|---|---|
Ту-16 | без б/н | пос. Болбасово, Витебская обл., Беларусь |
Ту-16 | 4200703 | Белая Церковь, Украина |
Ту-16 | 4200704 | авиабаза Воздвиженка, Приморский край |
Ту-16К | без б/н | Энгельс, Саратовская обл. |
Ту-16К | 10 | Технический музей ОАО «АвтоВАЗ», Тольятти |
Ту-16 | 05 | Светлоград (Северный), Ставропольский край. | Летает |
Ту-16А | без б/н | Смоленск |
Ту-16А | без б/н | авиабаза Шайковка, Калужская обл. |
Ту-16А | 25 | Полтава, Украина |
Ту-16 | 21 | Прилуки, Украина |
Ту-16Е | 04 | Музей дальней авиации, авиабаза Дягилево, Рязань |
Ту-16 | 05 | ЛИИ им. М.М. Громова, Жуковский |
Ту-163 | 50 | Музей дальней авиации, авиабаза Дягилево, Рязань |
Ту-16П | без б/н | Тернополь, Украина (до 2001г., порезан) |
Ту-16Р | 12 | ГЛИЦ имени В. П. Чкалова, Ахтубинск, Астраханская обл. |
H-6 | 4251 | Китайский музей авиации, Пекин, КНР |
H-6 | 10794 | Китайский музей авиации, Пекин, КНР |
Ту-16 | 50 | Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино |
Ту-16К | 53 | Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино |
Ту-16К | 1625 | Музей авиации, Джокьякарта, Индонезия |
(первоначальная конфигурация)
Родственные разработки:
Аналоги:
Самолёты КБ Туполев | |
---|---|
Серия АНТ |
АНТ-1 • АНТ-2 • АНТ-3 «Пролетарий» • АНТ-4 «Страна Советов» • АНТ-5 • АНТ-6 • АНТ-7 • АНТ-8 • АНТ-9 • АНТ-13 • АНТ-14 • АНТ-16 • АНТ-17 • АНТ-20 «Максим Горький» • АНТ-21 • АНТ-22 • АНТ-23 • АНТ-25 • АНТ-26 • АНТ-27 • АНТ-29 • АНТ-31бис • АНТ-37 • АНТ-40 • АНТ-42 • АНТ-44 • АНТ-46 • АНТ-58 • АНТ-68 • АНТ-69 |
Военные |
ДИ-8 • ДИП • И-1 • И-2 • И-3 • И-4 • И-5 • И-8 • И-12 • И-14 • Ми-3 • Р-3 • Р-6 • Р-7 • СДБ • ТБ-1 • ТБ-3 • ТБ-4 • ТБ-6 • ТШ-Б • ФБ • Ту-1 • Ту-2 • Ту-4 • Ту-6 • Ту-8 • Ту-10 • Ту-12 • Ту-14 • Ту-16 • Ту-22 • Ту-22М • Ту-22МР • Ту-24 • Ту-28 • Ту-64 • Ту-73 • Ту-75 • Ту-78 • Ту-80 • Ту-81 • Ту-82 • Ту-85 • Ту-88 • Ту-89 • Ту-91 • Ту-95 (Ту-96) • Ту-98 • Ту-107 • Ту-119 • Ту-121 • Ту-126 • Ту-128 • Ту-134УБЛ • Ту-135 • Ту-142 • Ту-160 • Ту-214Р • Ту-214СР • ПАК ДА |
Пассажирские | |
Амфибии | |
Беспилотные |
Ту-16.