13-10-2023
Те́нгри (др.-тюрк.: ; каз.: Тәңір; монг.: Тэнгэр, Tenger; башк. и тат. Тәңре; саха: Таҥара ; кар.: Тейри; упр. кит.: 腾格里, путунхуа: Ténggélǐ, венг.: Tengri, тур.: Tanrı, болг.: Tangra (Тангра)[1]) — верховное божество неба политеистического пантеона народов Евразии тюрко-монгольского происхождения[2]. Другое его название — «Вечное небо».
Впервые зафиксировано в китайских летописях при описании хуннов как «dhiu liei»
(Chinese: 撑犁).
|
В государствах тюркоязычных народов Средних веков, в том числе у собственно древних тюрков (тюркютов), ханы основывали свою власть на соизволении Тенгри[3]. Эти правители воспринимались как обладатели дара Тенгри, давшего им особую благодать — кут, носили тронные имена, подчеркивающее их избранность, такие, как Тенгрикут, Кутлуг или Куталмыш См.:[4].
В своем путешествии в 921—922 гг. Ибн Фадлан писал о кочевых тюрках:
|
Предки тюркских народов были анимистами, следуя шаманским верованиям, они почитали небесных богов и силы природы. По мнению Махмуда Кашгари, Тенгри был известен как создатель растений и громовержец. Тюркоязычные народы использовали прилагательное «Тенгри», что означает «небесный, божественный», для обозначения всего грандиозного или особо значимого, как, например, пик Хан-Тенгри или Кантегир (хакасское Хан-Тигір) в Западных Саянах.
Основными божественными сущностями в монгольском тенгрианстве являются Небо-Отец (монг. Тэнгэр Эцэг) и Мать-Земля (монг. Газар Ээж). Чингисхан, основатель монгольского государства, называл источником своей власти волю Тенгри, и начинал свои указы словами «по воле Вечного Синего Неба» . Небесному отцу поклонялись как неподвластному времени и бесконечному синему/голубому Небу .
Имя бога происходит от общеалтайской лексемы с изначальным значением «клятва, божество»[6].
Происхождение связывается также с шумерским словом Дингир («Небо»)[7], с китайским термином Тянь, в значении «Небо»[8].
Это заготовка статьи по мифологии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Тэнгри.