Lt304888.ru

Туристические услуги

Увертюра 1812 года

16-10-2023

Увертюра 1812 года исполненная с пушечным огнём.

Торжественная увертюра «1812 год», соч. 49 — оркестровое произведение Петра Ильича Чайковского в память о победе России в Отечественной войне 1812 года. Пользуется популярностью, в числе прочего, из-за эффектного звучания. В исполнении участвуют хор, колокола, в финале предусмотрены пушечные залпы.

Премьера увертюры состоялась в Храме Христа Спасителя 20 августа 1882 года.

Содержание

Обзор

Увертюра начинается с мрачных звуков русского церковного хора, напоминая об объявлении войны, которое в России проходило на церковных службах. Затем, сразу же, звучит молитва (тропарь «Спаси Господи люди твоя») о победе русского оружия в войне. Затем следует мелодия, представляющая марширующие армии, исполненная трубами и валторнами. Французский гимн «Марсельеза» отображает победы Франции и взятие Москвы в сентябре 1812 года. Звуки русского народного танца («Эй, Дунай, мой Дунай, Эй, весёлый Дунай») символизируют битву при Бородино. Бегство из Москвы в конце октября 1812 года обозначено нисходящим мотивом. Гром пушек отражает военные успехи при подходе к границам Франции. По окончании войны возвращается тема тропаря, на этот раз исполненная торжественно и радостно целым оркестром с колокольным звоном. За пушками и звуками марша слышна энергичная тема российского национального гимна «Боже, Царя храни». Российский гимн противопоставлен французскому гимну, который звучал ранее.

В СССР это произведение Чайковского редактировалось: звуки гимна «Боже, Царя храни» заменялись хором «Славься!» из оперы Глинки Иван Сусанин. Тропарь исполнялся без слов.

Настоящая пушечная канонада, задуманная Чайковским, обычно заменяется басовым барабаном. Иногда, однако, используется пушечная канонада. Впервые такую версию записал Симфонический оркестр Миннеаполиса в 1950-х гг. Впоследствии подобные записи были сделаны и другими группами, использовавшими прогресс в звуковой технике. Пушечная канонада с фейерверком используется в представлениях оркестра Boston Pops, посвященных Дню независимости США, и проводимых ежегодно 4 июля на берегах реки Чарльз-Ривер. Также она используется на ежегодном выпускном параде австралийской академии сил обороны в Канберре. Хотя это произведение никак не связано с историей США (в том числе с англо-американской войной, начавшейся также в 1812 году), оно часто исполняется в США вместе с другой патриотической музыкой, особенно в День независимости.

Инструменты

Использование в популярной культуре

(используется, в основном, фрагмент с пушками)

Интересные факты

  • По причине использования звука пушек и колоколов произведение очень хорошо подходит для тестирования качества воспроизведения низкочастотного диапазона динамиками класса Hi-Fi.
  • Примечателен выпуск грампластинок фирмой Telarc с этим произведением. По причине использования на дорожке для записи грома пушек зазора величиной примерно 300 мкм (нормальными считаются зазоры не более 100 мкм), большинство звукоснимателей оказывалось не в состоянии воспроизвести это место (вплоть до поломки иглы). Однако именно поэтому данная пластинка приобрела культовое значение в кругах поклонников аппаратуры класса High-End.
  • Произведение использует гимны Франции и России на момент 1882 года, а не 1812 года. С 1799 по 1815 год во Франции не было гимна, а «Марсельеза» не восстанавливалась в качестве гимна до 1870. «Боже, Царя храни» был написан и утверждён в качестве гимна России в 1833. Этот факт является, вероятно, случаем авторского подхода, когда Чайковский использовал мелодии, которые были знакомы публике.

Примечания

  1. Calvin and Hobbes Comic Strip, October 08, 1986 on GoComics.com

Ссылки

  • http://www.tchaikov.ru/1812.html
  • Российский гимн «Боже, Царя храни!» в музыке Чайковского — страница содержит несколько полных аудиозаписей увертюры.

Увертюра 1812 года.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01