Lt304888.ru

Туристические услуги

Университет

15-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Университе́т (от нем. Universität, которое, в свою очередь, произошло от лат. universitas — совокупность, общность) — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу. Многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы. Университеты объединяют в своём составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания.

История

Первым высшим учебным заведением в Европе был Константинопольский университет[источник не указан 788 дней], основанный в 425 году и получивший статус университета в 848 году[источник не указан 788 дней]. В 859 году в городе Фес, Марокко был основан университет Аль-Карауин[1][2]. В том же IX веке появился Университет Салерно[3], просуществовавший до 1861 года, а также литературные школы в Велики-Преславе и Охриде[3], основанные болгарским царём Михаилом I[3][4][5][6].

Университет в Саламанке, основанный в 1218 г.

Появление университетов в средневековье связано с развитием городов. Ранее всего, в XI в., они возникают в Италии[7]. Там был открыт Болонский университет, первоначально представлявший собой школу, где на основе римского права разрабатывались юридические нормы. На основе нескольких монастырских школ в конце XII века вырос Парижский университет.

В XII веке в Париже, «в счастливом городе, где учащиеся количеством превосходят местных жителей», кафедральная школа, школы аббатов св. Женевьевы и св. Виктора и множество профессоров, самостоятельно преподававших «свободные искусства», слились в одну ассоциацию — «Universitas magistrorum et scolarum Parisensium». Университет делился на факультеты: богословский, медицинский, юридический и «артистический», а ректор самого многолюдного «факультета артистов», где изучались Семь «свободных искусств»: грамматика, риторика и логика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия, — встал во главе университета: ему были подчинены деканы всех остальных факультетов. Парижский университет становится богословским центром Европы, независимым от светского суда и получившим закрепление своих прав со стороны папской власти[8].

[источник не указан 158 дней]

В 1117 году Оксфордский университет уже проводил обучение студентов, и, согласно истории, после столкновения профессуры и студентов с жителями Оксфорда в 1209 году некоторые учёные бежали на север, где основали Кембриджский университет. Кроме Кембриджа в XIII в. был открыт целый ряд университетов: в Саламанке, Монпелье, Падуе, Неаполе, Тулузе[9][10]. В XIV веке появляются университеты: во Флоренции(studium generale — «всеобщая школа», 1321 г.),  в Праге (1348), в Кракове (1364), в Вене (1365), в Гейдельберге (1385), затем в Лейпциге (1409), в Базеле (1459) и т. д.

Некоторые авторы считают, что распространение университетов в средневековой Европе было связано с Реконкистой в Испании, в итоге чего арабские университеты оказались на землях христианских государств, а также завоевания европейцами арабской Сицилии и походов крестоносцев на восток, где они знакомились как с арабской, так и с византийской культурой[11][12]. Ранние университеты Западной Европы пользовались покровительством католической церкви и имели статус школ при кафедральных соборах (как Парижский университет) или Studium Generale (общих школ). Позже университеты создавали короли (Пражский и Краковский университеты) и муниципальные администрации (университеты в Кельне и Эрфурте). Обучение в университете делилось на два этапа. На первом из них (3-4 года) обучение состояло в овладении семью «свободными искусствами». Для начала студиозусу предлагалось научиться писать и говорить — он должен был овладеть тривиумом (от лат. trivium — трио, тройка) грамматика, риторика и логика. Уже этого было достаточно, чтобы получить неплохое место в городской администрации или выполнять обязанности секретаря-управителя в каком-либо феодальном поместье. После окончанию тривиума студент мог приступить к изучению квадриума (от лад quadrium — четверица, четверка). В него входили такие дисциплины как арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Важно помнить, что единой программы обучения, характерной для современных ВУЗов тогда не существовало. Студиозус мог изучать любые предметы в течение любого количества времени. Нередко обучение растягивалось на долгие годы — студенты переходили из одного университета в другой (благодаря единому языку обучения — латыни — границ для них фактически не существовало) в поисках редких книг или наилучших профессоров; прерывали обучение устраиваясь на работу, чтобы скопить денег на новый курс и т. д. После овладения семью «свободными искусствами» (а в некоторых случаях и одним только тривиумом) студент мог перейти ко второму этапу обучения. Оно проходило на одном из высших факультетов, которые, как правило, специализировались на одной из трех дисциплин: богословие, медицина или юриспруденция. Первым высшим учебным заведением в Восточной Европе стала Острожская академия, датой основания которой считается 1576 год. В Китае учебным заведением, подобным университету, считается Академия Ханьлинь, открытая в VIII в. К XVIII столетию университеты издавали собственные научные журналы. Выработались две основные модели университета: немецкая и французская. Немецкая модель основана на замыслах Вильгельма Гумбольдта и Фридриха Шлейермахера; университет поддерживает академические свободы, лаборатории и устраивает семинары. Во французских университетах господствует жёсткий порядок, администрация направляет все стороны деятельности. До XIX в. в европейских университетах религия составляла важнейшую часть занятий, но в течение XIX в. её роль постепенно уменьшалась. Университеты сосредотачивались на научных исследованиях, и немецкая модель, лучше приспособленная к занятиям наукой, со временем получила большее распространение по всему свету, чем французская. Одновременно высшее образование становилось всё более доступным широким слоям населения. Университеты появились в Китае.

Организация

Хотя каждый университет организован по-своему, большинство университетов имеет попечительский совет, президента, ректора или канцлера, по меньшей мере, одного вице-президента, вице-канцлера или проректора, а также деканов различных подразделений.

Отметим, что должности и обязанности президента и ректора (канцлера) университета — зачастую существенно различны. Президент ВУЗа имеет и осуществляет обычно преимущественно представительские роли, занимается на самом высоком уровне привлечением финансов и т. п., а ректор (канцлер) — сосредотачивается на науке и учёбе. Обычно университет состоит из нескольких факультетов или департаментов. Система государственных университетов обычно управляется министерством высшего образования, которое решает финансовые вопросы, утверждает изменения в программах обучения и намечает дальнейшее развитие национальной системы высшего образования. Тем не менее, многие государственные университеты мира имеют значительную самостоятельность в области финансов, в научных исследованиях и в педагогических вопросах. Частные университеты обеспечиваются частными лицами и, в основном, независимы от государства.

Несмотря на политические, экономические и культурные особенности разных стран и областей внутри одной и той же страны, университеты обычно задают тон в области научных исследований и по уровню обучения, по меньшей мере, в своей округе. Большинство университетов устраивают и обеспечивают не только преподавание различных дисциплин от естественных наук, архитектуры и медицины до права, общественных или спортивных наук, но и быт своих студентов, в том числе питание, книготорговлю, банковское обслуживание, возможности подработать в свободное от учёбы время и даже бары и дискотеки. Кроме того, в университетах имеются библиотеки, спортивные центры, студенческие объединения, компьютерные классы и лаборатории. Во многих классических университетах также имеются собственные ботанические сады, астрономические обсерватории, бизнес-инкубаторы и университетские клиники. Многие аграрные университеты работают как учебно-научно-практические комплексы, в состав которых входят учебно-опытные хозяйства, опытные фермы, станции по производству и переработке растениеводческой продукции и т. д.

Религиозный/политический контроль университетов

Некоторые университеты направляются политическими или религиозными деятелями, которые затрудняют или даже запрещают преподавание одних концепций или дисциплин или (а чаще и) навязывают преподавание других. Иногда существуют национальные или расовые ограничения для абитуриентов и профессорско-преподавательского состава, а также проводимых в университете исследований.

В СССР и других странах Восточной Европы во второй половине XX века медицинские, технические, экономические факультеты и факультеты искусств часто были отделены от университетов; преподавание по указанным направлениям было сосредоточено в особых институтах.[уточнить] Преподавание советской идеологии было обязательным и разделялось на три основных дисциплины: научный коммунизм, марксистско-ленинская философия и политическая экономия советского образца, преподавание которых кроме собственно курсов перечисленных дисциплин было также включено во многие другие курсы, например, по истории или энергетике. В советских университетах и институтах выделялось много учебных часов на изучение общественных наук, которые при этом преподавали только с точки зрения марксизма-ленинизма и зачастую формально и догматично.

Университеты в России

МГУ

Первым университетом на землях нынешней России был основанный в 1544 году Кёнигсбергский университет «Альбертина» в нынешнем Калининграде. Старейшим на землях СССР — Гладзорский университет (1282—1338 годы) в Армении, а из действовавших — основанный в 1579 году Вильнюсский университет.

В 1724 году был создан и в 1766 году закрыт Академический университет в Санкт-Петербурге (действовал как часть Петербургской Академии наук). Некоторые прослеживают его деятельность и после 1766 года, устанавливая преемственность с открытой на его основе в 1783 году гимназией, педагогическим институтом (1804), главным педагогическим институтом и Петербургским университетом, считая его первым российским университетом. В 1755 году был создан Московский университет. Декрет о его создании 12 (25) января 1755 года подписала императрица Елизавета Петровна.

В Российской империи кроме Императорского Московского (ныне МГУ) и Императорского Петербургского (ныне СПбГУ) действовал целый ряд университетов, среди которых Императорский Виленский (основан иезуитами в 1579 году как Академия и университет, с 1773 года работал как Главная школа, с 1803 как Императорский университет, был закрыт после Польского восстания 1830 года вплоть до 1919), Императорский Дерптский (основан в 1632 году как второй университет Швеции, закрыт после русского завоевания Эстляндии в 1710 году и открыт заново в 1802 году), Императорский Казанский (1804), Императорский Харьковский (1804), Императорский Варшавский (1816, закрыт после Польского восстания 1830 года, возобновил работу в 1862 как «Варшавская главная школа», восстановлен как университет в 1869) и др.

В университетах, как правило, было 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский.

В Российской Федерации на начало 1990-х годов действовало свыше 40 государственных университетов[источник не указан 1013 дней]; имеются университеты, учреждённые различными общественными организациями, фондами и др.

Также в Российской Федерации существует несколько типов государственных университетов: федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, а также университеты с особым статусом (МГУ и СПбГУ).

На сегодняшний день в России существует довольно много негосударственных вузов. Первым частным вузом в стране стал российско-американский Международный университет в Москве.

В культуре

Кинематограф:

Песни:

См. также

Примечания

  1. The Guinness Book Of Records, Published 1998, ISBN 0-553-57895-2, P.242
  2. Е. И. Кобозева, Т. Б. Царева. Энциклопедия «Страны и народы мира». М.,2008
  3. ↑ http://degrees.excite.com/education/programs/other/the-history-of-higher-education/index.php
  4. http://universityques.com/history.html
  5. Alexander Schenker. The Dawn of Slavic. Yale University, 1995, pp.185-186
  6. Benjamin W. Fortson. Indo-European Language and Culture: An Introduction, Blackwell, p. 374
  7. Университеты - Советская историческая энциклопедия - Энциклопедии & Словари
  8. нГизбург, 1970, Лирика вагантов (в пер. Льва Гинзбурга). Москва, 1970., с. 16
  9. THE ORIGIN OF UNIVERSITIES
  10. Medieval Universities And the Origin of the College
  11. Makdisi, John A. (June 1999), "«The Islamic Origins of the Common Law»", North Carolina Law Review Т. 77 (5): 1635-1739 
  12. Goddard, Hugh (2000), «A History of Christian-Muslim Relations», Edinburgh University Press, с. 99, ISBN 074861009X 
  13. Soviet students' folklore

Литература

Ссылки

  • Из истории университетов. Как появились университеты
  • Камалдинова Э. Ш., Сагитов Р. В. Учебная тропа в современном вузе // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 39-50.
  • Мировая университетская культура // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 30-38.
  • Тлостанова М. В. Судьба университета в эпоху глобализации // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 180-185.
  • Хайдуков Д. С. Университетские города — точки роста // Сб.: Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов — 2012». — М.: МАКС Пресс, 2012
  • Интеллектуальный университет — инкубатор талантов
  • У истоков университетской корпорации. Лекция Павла Уварова
  • Липатникова Г. И. Документы по истории университетов Европы XII—XV вв.
В Викисловаре есть статья «университет»

Университет.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01