Lt304888.ru

Туристические услуги

Фети, Франсуа-Жозеф

05-05-2023

Франсуа-Жозеф Фети (фр. François-Joseph Fétis; 25 марта 1784(17840325), Монс, Священная Римская империя, — 26 марта 1871, Брюссель, Бельгия) — франко-бельгийский музыковед, музыкальный критик и педагог, дирижёр, композитор.

Биография

Учился музыке у своего отца и уже в девятилетнем возрасте стал органистом в церкви Сент-Водрю в Монсе. В 1800 г. поступил в Парижскую консерваторию, где учился у Франсуа Адриана Буальдьё, Жана Батиста Рея и Луи Бартелеми Прадера. Уже в 1806 г. Фети начал свои музыковедческие штудии, работая над Всеобщим биографическим словарём музыкантов (первое издание 1834). В 18211832 гг. Фети преподавал в Парижской консерватории. Однако наибольшую роль в 1820-30-е гг. играла деятельность Фети как музыкального критика: после сотрудничества с рядом французских газет он в 1827 г. основал собственную газету «Музыкальное обозрение» (фр. Revue musicale), в которой был основным автором. Суждения Фети вызывали большой общественный резонанс. В целом он тяготел к достаточно консервативному вкусу, что, в частности, выразилось в резком неприятии им музыки Гектора Берлиоза: так, в 1835 г. Фети писал по случаю премьеры Фантастической симфонии Берлиоза, что композитор «лишён мелодического вкуса и малейшего чувства ритма, а его гармонии, основанные на нагромождении груды звуков наиболее чудовищным образом, умудряются при этом быть плоскими и чрезвычайно скучными».

В 1833 г. по приглашению короля Бельгии Леопольда I Фети покинул Париж и возглавил Брюссельскую консерваторию, которую за 37 лет руководства превратил в учебное заведение европейского уровня. Фети не только преподавал, но и дирижировал получившими большую популярность консерваторскими концертами, выступал с многочисленными популярными лекциями.

Музыковедческие труды Фети носили всеобъемлющий и универсальный характер, усвоенный Фети ещё в ранний период его работы, когда он адресовался преимущественно к слабоквалифицированному читателю, создавая нечто вроде популярных энциклопедий: «Галерея известных музыкантов — композиторов, певцов и исполнителей, включающая их литографированные портреты работы лучших художников, автографы и биографические сведения» (фр. Galerie des musiciens célèbres, compositeurs, chanteurs et instrumentistes, contenant leurs portraits lithographiés par les meilleurs artistes, des fac-similés, et leurs notices biographiques), «Учебник для композиторов, дирижёров и руководителей военных оркестров, или Методическое пособие по гармонии, музыкальным инструментам, голосам и всему, что относится к сочинению музыки, её дирижированию и исполнению» (фр. Manuel des compositeurs, directeurs de musique, chefs d'orchestre et de musique militaire, ou Traité méthodique de l'harmonie, des instruments, des voix et de tout ce qui est relatif à la composition, à la direction et à l'exécution de la musique), «Музыка для всех и каждого: Краткое изложение всего, что необходимо для суждения об этом искусстве и для рассуждения о нём без предварительного обучения» (фр. La musique mise à la portée de tout le monde : exposé succinct de tout ce qui est nécessaire pour juger de cet art, et pour en parler sans l'avoir étudié; 1830) и т. п. Однако уже составленный Фети «Всеобщий биографический словарь музыкантов» (фр. Biographie universelle des musiciens et bibliographie générale de la musique; 1834) представляет собой, несмотря на ряд фактических ошибок и неточностей, ценное историческое и методологическое пособие; в 2001 г. он был переиздан факсимильно. Развитием этого труда Фети стала в дальнейшем его пятитомная «Общая история музыки» (фр. Histoire générale de la musique depuis les temps les plus anciens jusqu'à nos jours; 18691876), а также «Очерк истории гармонии, рассматриваемой как искусство и как систематическая наука» (фр. Esquisse de l'histoire de l'harmonie considérée comme art et comme science systématique; 1840) и аналогичное сочинение по контрапункту. Особенную ценность трудам Фети по истории музыки придаёт его отход от наивного телеологизма: Фети был одним из первых, кто начал рассматривать музыку более ранних эпох не как нечто незрелое и подготовительное по отношению к современной музыке, а как по-своему логичное и полноценное культурное явление, отвечающее требованиям своего времени. Отдельный интерес представляет созданный Фети в сотрудничестве с Игнацем Мошелесом учебник игры на фортепиано «Метод методов для фортепиано, или Трактат об искусстве игры на этом инструменте, основанный на анализе лучших трудов, прежде написанных на эту тему» (фр. Méthode des méthodes de piano, ou Traité de l'art de jouer de cet instrument basé sur l'analyse des meilleurs ouvrages qui ont été faits à ce sujet; 1840).

Композиторское наследие Фети не имеет такого значения, как музыковедческое, хотя некоторые его учебные произведения, этюды пользовались популярностью. Фети был также известен как мистификатор, автор ряда произведений, приписанных им другим авторам — особенно барочным, поскольку Фети был одним из первых исследователей музыки Эпохи Возрождения; наиболее популярен был написанный Фети Концерт для лютни, приписанный Валентину Штробелю.

Ссылки

  • «Всеобщий биографический словарь музыкантов» Ф. Ж. Фети, том 1  (фр.)

Фети, Франсуа-Жозеф.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01