Lt304888.ru

Туристические услуги

Фордзон-Путиловец

12-07-2023

Фордзон выпуска 1929 года

Фордзо́н-Пути́ловец — колёсный трактор, выпускавшийся на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде с 1924 года по лицензии компании Форд. Это была копия американского трактора Fordson-F[1].

Трактор имел компоновку, которую впоследствии именовали классической для колесных тракторов: два задние колеса увеличенного диаметра — ведущие, а два передние — направляющие[1].

Карбюраторный двигатель трактора (топливо — керосин[2]) имел мощность всего 20 лошадиных сил. Смазывание двигателя осуществлялось методом разбрызгивания смазки (как и у Ford T, Ford A, ГАЗ-А) и при тяжёлых сельхозработах не обеспечивало эффективной смазки двигателя. Трактор имел безрамную конструкцию — картер двигателя был единым целым с рамой трактора и воспринимал нагрузки возникающие при работе. Задние колёса трактора, не защищённые крыльями, могли нанести трактористу травму своими грунтозацепами, а при работе в непогоду забрызгивали его грязью[1][2].

Всего было выпущено 36 100 тракторов «Фордзон-Путиловец»[3] (по другим данным — 49 568[4]). Они могли работать с плугом и простейшими навесными сельхозорудиями, также могли приводить в действие стационарные машины[1]. Трактор широко применялся в период коллективизации в СССР.

Факты

Марка 1923 года с изображением Фордзона, посвященная всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке
  • Первый трактор «Фордзон-Путиловец» был выпущен 1 мая 1924 года[5], но это был лишь опытный экземпляр, собранный в условиях автомастерской. Первый серийный трактор вышел из ворот завода 1 октября 1924 года[2][6]
  • Производство тракторов быстро набирало темпы: в 1924 году было изготовлено 74 трактора, в 1925—422, а в 1931 годовой план завода — 32000 тракторов[2]
  • В 1931 году был выпущен двадцатипятитысячный трактор[7]
  • Одним из серьёзных недостатков конструкции была низкая ремонтопригодность двигателя: у коленчатого вала не было сменных вкладышей подшипников скольжения, у коренных подшипников баббит заливался непосредственно в тело картера, у шатунных — в нижнюю головку шатуна[2] (спорное утверждение: в условиях деревенской мастерской заливка в подшипники баббита с последующим шабреньем по месту была более простой и доступной процедурой, чем доставка заводских запчастей; недостатком здесь может быть названа скорее низкая долговечность подобных подшипников, но никак не их ремонтопригодность, которая в данном случае напротив весьма высока).
  • Осинский краеведческий музей (г. Оса Пермской области[8]) имеет в своей экспозиции макет трактора «Фордзон-Путиловец»[9]
  • Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья имеет в своей экспозиции трактор «Фордзон-Путиловец»[6]
  • «Фордзон-Путиловец» не раз становился символом коллективизации сельского хозяйства и изображался на плакатах, открытках, агитационном фарфоре[10], почтовых марках.

Примечания

  1. ↑ Музей отечественного тракторостроения Трактор «Фордзон — Путиловец»
  2. ↑ Тракторы первых пятилеток — «Фордзон-Путиловец» «Техника-молодёжи» № 1, 1975
  3. В некоторых источниках ошибочно приводится цифра 125 тысяч
  4. История необычного памятника
  5. Первый трактор «Фордзон — Путиловец» | Библиотека изображений «РИА Новости»
  6. ↑ История: Есть такой экспонат…
  7. http://ts.vpk.ru/cgi-bin/calendar/action.pl?id=5955&day=03&month=04
  8. Осинский краеведческий музей
  9. Макет трактора «Фордзон — Путиловец»
  10. Тарелка настенная "Завод «Трактор ФП». Фарфор, надглазурная роспись. СССР, первая половина XX века :: Купить Заказать подарки


Фордзон-Путиловец.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01