05-07-2023
Эренджен Даваевич Даваев | |
Эренджен Хара-Даван | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: |
Белград, Югославия |
Эренджен Хара-Даван или Эренджен Даваевич Даваев (1883 год, Бага-Бухусовский аймак, Малодербетовский улус, Астраханская губерния, Российская империя — 1942 год, Белград, Югославия) — калмыцкий медик, историк, политический публицист, общественный деятель, представитель движения евразийства.
Содержание |
Родился в Малодербетовском улусе Астраханской губернии. Отец Эренджена, подданный нойона Тундутова, носил имя Дава; за смуглость кожи он был прозван «Хара» («чёрный»). Таким образом появилась фамилия Хара-Даван.
В 1892—1896 Эренджен обучался в улусной школе, затем — в Астраханской гимназии. В 1908 он стал слушателем Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. В годы учебы Эренжен включается в дело национального возрождения калмыков. Один из его друзей по академии Бадма Уланов стал одним из основателей национальной организации «Хальмг тангчин туг» — секции Всероссийского союза учителей. Получив диплом врача в Казанском Университете, Хара-Даван возвращается в Калмыкию. [1]
Во время Февральской революции Эренжен включается в политическую деятельность, в работу новых органов управления, выступая с идеей автономии Калмыкии. Временное правительство идею не поддержало, и Хара-Даван оказывается в стане советской власти. Совет депутатов Мало-Дербетовского улуса делегирует его на съезд «трудового калмыцкого народа Прикаспийского края». Весной 1918 года Хара-Даван возглавил Калмыцкую секцию исполкома Астраханского губернского совета. Однако он выступил против экспроприации скота у зажиточных калмыков, против обобществления земли и оставил пост председателя Калмыцкой секции, когда Губисполком (как ранее и Временное правительство) не предоставил автономии Калмыкии. Так он оказался в оппозиции советской власти и вместе с разгромленной белой армией эмигрировал из России.
В Западной Европе Хара-Даван участвует в работе Калмыцкой комиссии культурных работников в Праге, в издании калмыцких журналов «Хонхо», «Улан Залата», "Ойрат", "Ковыльные волны".
В 1929 году он перебирается в Югославию, в Белград. Здесь на земельном участке, пожертвованным сербским помещиком Ячимовичем, с его участием возводится первый в Центральной Европе буддийский храм — калмыцкий хурул. Священные изображения для него из Тибета, Монголии и Индии прислал Н. К. Рерих; японские буддисты передали в дар бронзовую статую Будды. Эренджен Хара-Даван занял должность секретаря в духовно-попечительском совете храма.
В этот период Э. Хара-Даван примыкает к евразийскому движению; занимается изучением влияния монгольского завоевания на русскую историю. В 1929 году в Белграде выходит главный труд жизни Эренджена Хара-Давана «Чингисхан как полководец и его наследие», который был издан на собственные средства автора и посвящён 700-летию смерти великого завоевателя.
В те годы он вместе со многими другими калмыками и русскими казаками-эмигрантами планировал переселиться в степи Мексики и Техаса. Этим планам не суждено было сбыться. Эренжен Хара-Даван умер в Югославии в 1942 году.
Программа евразийцев не хочет все народы стричь под общую российскую гребёнку и тем обезличивать их: даётся право и возможность каждой из наций Евразии внести свою индивидуальную национальную культуру как частицу общей наднациональной культуры евразийской — чем из более разнообразных цветов и запахов составлен букет, тем он пышнее и ароматнее. Эренджен Хара-Даван |
В эмигрантский период своей жизни Э. Хара-Даван примыкает к евразийскому движению; занимается изучением влияния монгольского завоевания на русскую историю. В 1929 году в Белграде выходит главный труд жизни Эренджена Хара-Давана «Чингисхан как полководец и его наследие. Культурно-исторический очерк Монгольской империи XII - XIV вв.», который был издан на собственные средства автора и посвящён 700-летию смерти великого завоевателя.
Хара-Даван, Эренджен.