Lt304888.ru

Туристические услуги

Хироси Симидзу

23-09-2023

Перейти к: навигация, поиск
Хироси Симидзу
清水宏
Имя при рождении:

Хироси Симидзу

Дата рождения:

28 марта 1903({{padleft:1903|4|0}}-{{padleft:3|2|0}}-{{padleft:28|2|0}})

Место рождения:

Сидзуока (город), Япония

Дата смерти:

23 июня 1966({{padleft:1966|4|0}}-{{padleft:6|2|0}}-{{padleft:23|2|0}}) (63 года)

Место смерти:

Киото, Япония

Гражданство:

Япония Япония

Профессия:

кинорежиссёр

Карьера:

1924—1959

IMDb:

ID 0793646

Хироси Симидзу (яп. 清水宏 Shimizu Hiroshi:?) (28 марта 1903, Сидзуока, Япония — 23 июня 1966, Киото, Япония) — японский кинорежиссёр. Недавно открытый на Западе, да и у нас в стране, старый мастер кинорежиссуры ещё первого поколения. В то время как из собратьев по ремеслу его поколения признавались и выше всего ценились Ясудзиро Одзу, Кэндзи Мидзогути и Микио Нарусэ — Хироси Симидзу был практически подзабыт в их тени даже в самой Японии. Когда в 2003 году широко отмечалось 100-летие его большого друга Ясудзиро Одзу, о Симидзу, который с того же года и не вспомнили. Лишь год спустя, в 2004-м, на 101 годовщину со дня его рождения состоялось запоздалое чествование режиссёра на Гонконгском международном кинофестивале, где была устроена его первая киноретроспектива[1]. На следующий год ретроспективу устроили на Токийском международном фестивале и у нас в стране — с 21 сентября 2005 года в московском Музее кино[2]. В 2008 году в Японии кинокомпания "Сётику" впервые выпустит коллекционное DVD-издание из 8 его фильмов.

Биография

Родился в состоятельной известной семье. Его отец был бизнесменом, который много времени провёл в Соединённых Штатах и маленьким Хироси несомненно подвергся влиянию западной культуры[3]. Симидзу учился в колледже в Саппоро на острове Хоккайдо, но не закончил его. Вскоре, после колледжа (в 1921 году) Симидзу присоединился к новообразованной студии «Сётику» в Токио в качестве помощника режиссёра и в 1924 году, в возрасте 21 года начнёт свою режиссёрскую карьеру в большом кино.

Был очень дружен с кинорежиссёром Ясудзиро Одзу, они с ним одногодки и познакомились, работая на одной студии «Сётику». Истории двух художников были близки: от пожизненной дружбы, которая началась, когда Симидзу был ассистентом режиссёра, а Одзу — помощником оператора. Два из ранних фильма Одзу: «Университет-то я окончил...» (1929) и «Бодро шагая» (1930) были основаны на историях, написанных Симидзу[3]. И оба режиссёра симпатизировали красоте традиций своей страны. Но в то время как Одзу любил воссоздавать универсум японского дома, предпочитая совершенствовать свой минималистский стиль, Симидзу был сторонником более «экспансивного» подхода. Симидзу в своём творчестве значительно более близок по духу другому соратнику по режиссёрскому цеху — Кэндзи Мидзогути. Интересно, что Мидзогути говорил о нём следующее: «Таким, как я и Одзу, фильмы достаются тяжким трудом, а Симидзу гений…»[3].

«Семь морей», первый из великих немых фильмов Симидзу 1930-х годов, был поставлен по сценарию Кого Нода, близкого соратника Одзу. Фильм длительностью более 2-х часов был выпущен в кинотеатрах в двух частях: «Семь морей. Часть первая: "Девичество"» вышла на экраны в декабре 1931 года, а следующая кинолента «Семь морей. Часть вторая: "Целомудрие"» в марте 1932 года. При всех перипетиях сложного сюжетосложения, напоминающего классический роман XIX века, фильм Симидзу убеждает в своём реализме. В этой дилогии, как и в других классических немых фильмах 1930-х «Японские девушки в порту» , «Барчук в колледже» (оба — 1933), «Затмение» (1934) и «Герой Токио» (1935) Симидзу использует язык немого кино с поэтическим красноречием, чтобы отобразить на экране незабываемые изображения японского общества своего времени. Показывая в мельчайших деталях японские нравы начала 1930-х, эти фильмы передают конфликт между стремлением к индивидуальному счастью и стадными чувствами долга к социальному порядку.

Во второй половине 1930-х годов, начав работать в звуковом кино, Симидзу всё чаще обращается к картинам о детях и для детей, из-за чего критики его начинают воспринимать как режиссёра для детей. Однако его произведения всё же более разнообразны по тематике. Он снимал фильмы о прошлом и современности, спортивные драмы и комедии, мелодрамы... А одними из излюбленных его героев были бродяги и падшие женщины.

За кадром Симидзу был более известен как любитель женщин и плейбой (одной из его жён была популярнейшая киноактриса Кинуё Танака, которая сыграла главные роли в нескольких фильмах режиссёра, в том числе в одном из его шедевров «Заколка для волос» (1941). В то же время, любовь Симидзу к детям достигла большого чувства социальной ответственности: на свои деньги он создал дом для военных сирот после окончания Второй мировой войны. Эти две стороны его личности: плейбоя и гуманиста — отображаются в конфликтах, изображённых в его творчестве. Несмотря на его привилегированное положение, его гуманитарные поступки поставили его на сторону простых людей в их противостоянии плутократии[3].

После войны вместе с несколькими из своих коллег основал студию «Хатиносу Эйга» («Кино улья»), что позволило ему быть более независимым в выборе материала, чем в прежние годы, когда он работал в компании «Сётику».

Умер Хироси Симидзу от сердечного приступа 23 июня 1966 года в возрасте 63 лет, пережив лишь на два с половиной года своего друга Одзу. За 35 лет работы в кино, Хироси Симидзу снял более 160 фильмов, к сожалению многие из старых его работ не сохранились.

Фильмография

Примечания

  1. Репортаж японского критика Криса Фудживары с ретроспективного показа фильмов Симидзу на Гонконгском международном кинофестивале (2004).
  2. Евгений Майзель об открытии ретроспективы Симидзу в московском Музее кино (2005).
  3. ↑ midnighteye.com
  4. Jacoby Alexander A Critical Handbook of Japanese Film Directors. — Berkeley, California: Stone Bridge Press, 2008. — P. 268-273. — ISBN 978-1-933330-53-252295.

Ссылки

Хироси Симидзу.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01