Lt304888.ru

Туристические услуги

Холуй (село)

11-06-2023

Село
Холуй
Страна Россия
Субъект федерации Ивановская область
Муниципальный район Южский
Сельское поселение Холуйское
Координаты 56°34′32″ с. ш. 41°52′27″ в. д. / 56.575556° с. ш. 41.874167° в. д. (G) (O) (Я)56°34′32″ с. ш. 41°52′27″ в. д. / 56.575556° с. ш. 41.874167° в. д. (G) (O) (Я)
Первое упоминание 1546 год
Население 1031 человек (2002)
Часовой пояс UTC+4
Почтовый индекс 155633
Автомобильный код 37
Код ОКАТО 24 235 822 001

Хо́луй — ранее слобода, затем посёлок городского типа, в настоящее время село в Южском районе Ивановской области на реке Тезе.

Население — 1 тыс. жителей (2004 год).

Село входит в Перечень исторических городов России.

Содержание

Происхождение названия

Хо́луем на Руси назывались плетённые из ивняка запруды для ловли рыбы (сетки), с помощью которых перегораживали реку наискосок и не на всю её ширину. Существует версия, что поселение бежавших от монголо-татар суздальцев, где сооружались «холуи на Тезе», получило название Холуй[1]. С. В. Максимов сообщал, что название села означает берег реки, к которому течением приносит песок, различный мусор и целые деревья, и что в этом значении слово «холуй» сохранилось на Севере, в то время как в самом селе его значение забыли[2].

История

Основателями села Холуя, по преданию, были беженцы из Суздаля, спасавшиеся от татарского нашествия в непроходимых болотистых зарослях вдоль реки Тезы.

Первые упоминания о Холуе как поселении в Суздальском уезде относятся к XVI веку. В грамоте Ивана Грозного 1546 года «Об освобождении от пошлин соляных варниц Троицко-Сергиевского монастыря» записано: «… у них у новыя соли на Холую… варницы и трубы и дворы»[1]. На холую, то есть на заболотившейся протоке. Отсюда, видимо, и происходит странное название старинного села, произносимое единым выдохом, с ударением на первый слог. Впрочем, «холуями» назывались и плетённые из ивняка запруды — западни для крупной рыбы, ставившееся под углом к берегу против течения.

В 1612 году холуйцы принимали участие в ополчении Минина и Пожарского при освобождении Москвы от польской интервенции. «Холуй — посадец», пожалованный Пожарскому царём, переходил последовательно во владения Троице-Сергиевой лавры, князя Голицина, Куракина, графа Бобринского. После отмены крепостного права «графские люди» превратились в государственных крестьян, не имеющих земли.

К тому времени Холуй уже получил известность как торговое село — здесь ежегодно проводились четыре ярмарки, включённые в торговую цепь: Нижний Новгород — Мстёра — Холуй. В ярмарочные дни в Холуе открывали свои двери гостиный двор на 300 лавок и до 100 балаганов и ларьков по обеим берегам Тезы. Наряду с этим Холуй славился и как центр производства дешёвых, «расхожих» икон, распространявшихся офенями и коробейниками во все концы Российской империи.

Искусство

Иконописцы Холуя упоминаются в писцовых книгах 1628—1661 годов. О холуйских иконах говорится в царском указе 1667 года: «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха». Действительно, холуйцы, в отличие от мстёрцев и палешан, легко отступали от строгих канонов иконописания, вносили в изображения черты народного лубка. И всё же в скорописных холуйских иконах в большей мере, чем в мстёрских и палехских, улавливаются глубинные народные традиции владимиро-суздальских писем XIV века, что выражается в лаконизме и образности изобразительного языка, в подчёркнутой монументальности композиции.

Уже в то время о Холуе говорили как о сложившемся иконописном центре, иконы которого славились и расходились не только по Руси, но и по другим православным государствам. Холуйские иконописцы расписывали и украшали храмы многих городов, в частности, в Москве и Петербурге (Спас на Крови — Петербург, Успенский собор в Московском Кремле). Император Николай II пожаловал грамоту и серебряный именной жетон Василию Пузанову «… по сооружению храма, созданного иждивением императорского величества в городе Царское село…».

После революции 1917 года иконопись была вытеснена лаковой миниатюрой. Холуй стал одним из четырёх центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. В 1928 году холуйские мастера составили филиал мстёрской артели, а в 1934-м выделились в самостоятельную артель.

Во время Великой Отечественной войны в Холуе было создано Холуйское художественное училище. Это событие послужило началом художественного образования в Холуе и явилось важнейшим стимулом развития культурной жизни в районе.

Достопримечательности

Примечания

  1. ↑ Село Холуй: первые поселенцы и владельцы Холуйской земли
  2. Максимов, С. В. Год на Севере, ч. 1-я и 2-я // Избранные произведения. В двух томах / Вступ. ст., сост., подгот. текста и коммент. Ю. В. Лебедев; худож. С. Кузяков. — М.: Худ. лит., 1987. — Т. 1. — С. 390. — 448 с.

Литература

  • Искусство Холуя / Сост. В. В. Стариков, Л. А. Вдовина. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1980. — 160 с.

Ссылки

  • Фото и история Холуя (рус.) (англ.) — сайт о Южском районе, в том числе и о Холуйской стороне
  • Государственный музей Холуйского искусства
  • Холуй: лаковая миниатюра (рус.) (англ.) — сайт холуйских художественных мастерских

Холуй (село).

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01