16-10-2023
Христиан-Вильгельм фон Фабер-дю-Фор | |
нем. Christian Wilhelm von Faber du Faur | |
Имя при рождении: |
Christian Wilhelm Philipp Friederich von Faber du Faur |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: |
Штутгарт |
Дата смерти: | |
Происхождение: | |
Подданство: | |
Жанр: | |
Работы на Викискладе |
Христиан-Вильгельм фон Фабер-дю-Фор | |||
Принадлежность | |||
---|---|---|---|
Род войск |
пехота (1809), |
||
Годы службы |
1809 — 1851 |
||
Звание |
генерал-майор, |
||
Сражения/войны | |||
Награды и премии |
|
Христиан-Вильгельм Фабер-дю-Фор (нем. Christian Wilhelm von Faber du Faur; 18 августа 1780, Штутгарт, — 6 февраля 1857, там же) — немецкий батальный художник. В звании лейтенанта служил во французской армии в составе корпуса маршала М. Нея и прошел всю кампанию 1812 года. Отец Отто Фабера-дю-Фора. Известен своими литографиями на основе войны 1812 года.
Содержание |
Христиан Вильгельм Фабер дю Фор родился в 18 августа 1780 года г. Штутгарт. Его предками были гугеноты, выходцы из Лангедока. Отец Христиана, Альбрехт Ахилл фон Фабер дю Фор, служил в армии Вюртемберга, достигнув чина полковника кавалерии. Мать умерла, когда мальчику исполнилось три года. Его отдали в грамматическую школу, затем отправили учиться на юриста. Изучал право в Тюбингене, с 1802 г. государственный адвокат в Штутгарте. В 1809 добровольно поступил в армию Вюртембергского королевства (легкая пехота), 22 мая он был принят, а 12 июня дал присягу. 16 июня получил звание кадета, а 16 июля — младшего лейтенанта. С 19 августа в составе Ландшарфского стрелкового батальона (нем. Landscharfschützenbattaillon). 23 апреля 1810 переведен в артиллерию. В мае 1810 г. — старший лейтенант (1 мая 1811 по другому источнику[1]). В 1812 году служил в резервном парке во 2-й батарее пешей артиллерии[2] 25-й Вюртембергской дивизии[3] в 3-м корпусе маршала Нея (в конной артиллерии согласно другому источнику[4]), в Великой армии. На Бородинское поле прибыл 5(17) сентября уже после сражения, был очевидцем действий отряда И.С. Дорохова на Можайском тракте. Фабер-дю-Фор был одним из всего лишь 100 вюртембержцев, которые вернулись в Польшу в декабре 1812, из общего числа 15 тысяч, которые приняли участие в кампании. После бегства наполеоновской армии из Москвы Фабер дю Фор весной 1813 года в чине капитана в составе той же армии сражался при Бауцене, где его тяжело ранило. 30.10.1813 Фабер, уже капитан второго класса, был в группе сопровождения Наполеона на приёме в доме Бетмана. Конец 1813 года и большую часть 1814-го он лечился на родине, и где приступил к работе с акварелью над своими эскизами. Тогда же Фабер женился на Марии Маргарете Бонавенуте фон Хирлингер[5]. 25 мая 1814 Фабер — штабскапитан. В 1815 году оказался в составе Вюртембергского контингента, мобилизованного воевать за Наполеона. После Ватерлоо продолжил военную карьеру в армии Вюртемберга. В 1817 — капитан первого класса, в 1829 – майор, в 1836 - подполковник. С декабря 1839 — полномочный посланник при союзной военной комиссии во Франкфурте[1], в 1840 – полковник артиллерии. С 1849 – генерал-майор. В 1851 ушел в отставку по выслуге лет. Умер в Штутгарте 6 февраля 1857 года. Похоронен на кладбище Hauptfriedhof Frankfurt во Франкфурте-на-Майне, недалеко от портала «Altens Portal». Описание на надгробных крестах дано с символом орла, что означает, что могила Фабера дю Фора имеет статус «почётной могилы» (нем. Ehrengrab) города Франкфурт-на-Майне[1].
Ещё в молодости проявился художественный талант Христиана Вильгельма: в 1807 им была иллюстрирована опубликована серия игральных карт со сценами из пьесы Ф. Шиллера «Валленштейн»[5]. Во время военной кампании 1812 Фабер носил с собой книгу для записей, в которую он заносил свои наброски и заметки, выполненные карандашом, чернилами и акварелью. В основном это были зарисовки русских пейзажей, солдат на привале и батальные сцены. Позже он дорабатывал их акварелью. Рисунки Фабера дю Фора о походе в Россию публика впервые увидела в 1816 году, а в 1827-м штутгартский издатель Христиан Аутенрит предложил опубликовать серию листов со сценами кампании 1812 года. В 1827-1830 гг. серия рисунков Фабера была приведена в порядок, разукрашена, и гравирована. В 1831 году серия издана под названием «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время кампании в России». Подробные пояснения к гравюрам составил Ф. Кауслер (его сослуживец) и Р. Лобауер. Один экземпляр этого альбома находится в фондах Музея-панорамы «Бородинская битва»[5]. Кисти Фабер дю Фора принадлежат картины «Переход через Березину» и «Кофейня в Вильно». Исполненные Фабер дю Фором акварели с военными сценами находились в коллекции вюртембергского короля. Ныне вся серия акварельных рисунков, посвященных походу в Россию, хранится в собрании Баварского музея армии (г. Ингольштадт, Германия)[3]. Сам альбом с оригинальными эскизами находится в коллекции Anne S K Brown Military Collection в Библиотеке Джона Хея в здании Брауновского университета в г.Провиденс, штат Род-Айленд, США[2][6]. Некоторые эскизы хранятся в Государственном графическом собрании г.Мюнхена.
В 2001 в Лондоне была издана серия рисунков Фабера с комментариями в альбоме под названием «С Наполеоном в Россию. Иллюстрированные мемуары Фабера дю Фора. 1812» (англ. With Napoleon in Russia : the Illustrated Memoirs of Faber Du Faur, 1812), отредактированная и переведенная Джонатаном Нортом. Книга содержит мемуары автора и 93 цветных рисунка Фабера де Фора. Это позволило широкой публике ознакомиться с произведениями художника-любителя и его впечатлениями о войне. Книга получила немало положительных отзывов от историков, интересующихся Наполеоновским периодом.
Кевин Ф. Кайли (отставной офицер морской пехоты США, выпускник Военной академии США, также получивший степень магистра военной истории в Норвичском Университете, преподаватель истории в средней школе и автор нескольких книг на военно-историческую тематику) в первом предложении своего обзора книги написал: «Есть только одно слово, которым можно описать эту монументальную работу, и это — „великолепно“» («англ. There is only one word to describe this monumental work, and that is, 'Magnificent'»)[4]. Анекдоты и рассказы Фабера историк называет захватывающими, а всю работу — «настоящим проявлением таланта». Историк замечает, что во всех 4-х случаях, где изображён Наполеон, он не показан тучным. Также, рецензент обнаруживает некоторые отличия в обмундировании французской армии, отображенном Фабером, от той формы, которую традиционно приписывают ей. Кайли утверждает, что ни рисунки, ни рассказы Фабера не проявляют сдержанности, подчеркивая реалистичность авторского материала.
Пол Чемберлейн (известный американский критик Наполеоновской тематики, активно печатаемый в журналах «First Empire», «The Waterloo Journal» и т.п.) назвал это издание «одной из самых информативных книг, изданных в последние годы»[2]. По словам критика, материал отражает все аспекты кампании и жизнь солдата с точки зрения Вюртембергской Армии: «изображённые сцены показывают нам лагерную жизнь, реквизицию продовольствия у местного населения, проблемы, вызванные погодой, и вид Вюртембергской Армии и других союзных армий в действии на протяжении всей кампании» (англ. «Scenes depicted show us camp life, the requisitioning of supplies from the local populace, problems posed by the weather, and scenes of the Wurttemburg Army (and their allies) in action throughout the campaign.»).
Дигби Смит[en](британский военный историк, признанный автор в области Наполеоновской тематики, написавший множество книг) назвал книгу «шоу-стоппером»[7] (англ. show-stopper — представление, спектакль, вызывающие восторг публики и прерываемые аплодисментами). В своей рецензии Смит вспоминает, как он однажды видел черно-белые гравюры Фабера-дю-Фора и «был поражён великим драматическим стилем, художественностью исполнения и точностью изображённых объектов» (англ. was at once struck by the great dramatic style, artistry and accuracy of the subjects portrayed). Критик сравнивает художника с современным военным корреспондентом:
Автор зафиксировал масштаб, драму и пафос исторической кампании в необычайно эффективной и непосредственной манере, почти в стиле камеры современного военного корреспондента
Оригинальный текст (англ.)The author has captured the scale, drama and pathos of this historic campaign in a singularly effective and immediate manner, almost with the character of a modern war correspondent`s camera
Себастьян Пэлмер (британский художник-илюстратор, музыкант и писатель) назвал издание «книжным драгоценным камнем» и считает книгу «одним из реальных сокровищ, которые дала кампания»[8]. По словам критика, это издание Фабера-дю-Фора имеет явное преимущество перед аналогичным изданием Альбрехта Адама («Napoleon's Army in Russia: The Illustrated Memoirs of Albrecht Adam, 1812», авт. Jonathan North).
Рецензируя издание уже через десяток лет после его выпуска, на 200-летие Наполеоновской кампании, Ли Б. Крофт (профессор Университета штата Аризона, США, специалист по славянской лингвистике) соглашается с другими рецензентами, что оно представляет собой «драгоценное историческое сокровище, наполненное деталями и сохраненное для потомства»[9]. Ссылаясь на рецензию Кевина Ф. Кайли, профессор ставит под сомнение его утверждение «paintings pull no punches» (означает примерно «рисунки бьют изо всех сил», «рисунки абсолютно откровенны»). Фабер не отобразил эпидемию тифа, погубившую, согласно консенсусу учёных, больше французских и русских солдат, чем боевые действия. Также, Фабер не отобразил гниющие трупы солдат на обратном пути, которые по большей части не были убраны с полей битв, и канибализм, о котором свидетельствуют мемуары участников войны. В своей рецензии профессор подводит итог, что «не все ужасы там изображены».
Сын Фабера-дю-Фора, Отто фон Фабер-дю-Фор, пошёл по стопам отца и тоже стал батальным художником и военным.
На берегу Немана 25 июня 1812
Пригороды Бешенковичей, на правом берегу реки Двины, 29 июля 1812
На дороге между Бешенковичами и Островно, 31 июля 1812
У стен Смоленска, 18 августа 1812
На Бородинском поле у Семеновского, 7 сентября 1812 (Бой за Багратионовы флеши. В центре Иоахим Мюрат)
В 1827-1830 гг. серия рисунков Фабера была гравирована и в 1831 году издана под названием «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время кампании в России». Подробные пояснения к гравюрам составил Ф. Кауслер (его сослуживец) и Р. Лобауер. Позже рисунки Фабера много раз переиздавались.
А.И. Попов Христиан Вильгельм Фабер дю Фор // Отечественная война 1812 года. Энциклопедия. — М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 880 с.
Христиан-Вильгельм Фабер-дю-Фор.