17-04-2023
Эту страницу предлагается переименовать в «Чемпионат мира по мотогонкам Гран-при». |
Чемпионат мира по мотогонкам Гран-при | |
---|---|
World Championship Motorcycle Racing Grand Prix | |
| |
Вид спорта |
Мотоциклетный спорт Мото гонки |
Основание | 1949 |
Основатель | FIM |
Страна | Международная |
Количество команд |
13 (MotoGP)[1], 17 (Moto2)[2], 16 (Moto3)[3], 11 (MotoE)[4] |
Владелец | FIM, Dorna |
Руководитель | FIM |
Чемпион(ы) |
Франческо Баньяя (MotoGP — 2022 год), Аугусто Фернандес (Moto2 — 2022 год), Исан Гевара (Moto3) — 2022 год), Доминик Эгертер (MotoE — 2022 год) |
Рекорд(ы) |
Джакомо Агостини (8 титулов класса 500cc), Джакомо Агостини (7 титулов класса 350cc), Анхель Ньето (7 титулов класса 125cc), Анхель Ньето (6 титулов класса 50cc), Валентино Росси, Марк Маркес (по 6 титулов класса MotoGP), Фил Рид, Макс Бьяджи (по 4 титула класса 250cc), Хорхе Мартинес (3 титула класса 80cc), Жоанн Зарко (2 титула класса Moto2), Жорди Торрес (2 кубка MotoE), [П 1](по 1 титулу класса Moto3) |
Медиафайлы на Викискладе |
Чемпионат мира по мотогонкам Гран-при (англ. World Championship Motorcycle Racing Grand Prix), также с 2002 года используется название MotoGP. Серия гоночных Гран-при в трёх классах. Класс MotoGP является главным и самым престижным соревнованием по шоссейно-кольцевым мотогонкам на гоночных мотоциклах. Два младших класса Moto2 и Moto3 являются гонками поддержки для MotoGP, но при этом имеют статус чемпионата мира. Все три класса используют специальные мотоциклы-прототипы, которые отсутствуют в свободной продаже и не разрешены к эксплуатации на дорогах общего пользования. Коммерческие права на чемпионат принадлежат международной компании Dorna Sports S.L.
В MotoGP на Мото Гран-при Франции 1982 года в первый и единственный раз приняла участие женщина — Джина Бовэйрд[5].
Чемпионат впервые был организован в 1949 году Международной федерацией мотоциклетного спорта (Fédération Internationale de Motocyclisme, FIM) и состоял из пяти классов: 500 см³, 350 см³, 250 см³ и 125 см³, а также класса мотоциклов с колясками и объёмом двигателя 600 см³. В 1950-х годах в чемпионате доминировали итальянские производители и, в особенности MV Agusta, выигрывавшая титулы в классе 500 см³ с 1958 по 1974 год. Вместе с этим также росли престиж и популярность чемпионата по всему миру, что однако повлияло и на рост расходов команд. В результате FIM приняла правило, которое привязывало количество цилиндров у двигателей к определенному классу: один цилиндр у двигателя 50 см³, два у 125 см³ и 250 см³ и четыре у 350 см³ и 500 см³.
В 1970-х годах побед стали добиваться европейские и японские производители, MV Agusta не удержала титул в «королевском» 500 см³ классе. В 1980 году был упразднен класс 350 см³, а к 1990 году в чемпионате осталось четыре класса: 500 см³, 250 см³ и 125 см³ и мотоциклы с колясками. Последние были исключены из Чемпионата мира в 1996 году; с 1997 года для них стал проводиться отдельный чемпионат. В это время в высшем классе чемпионата наступает эпоха доминирования японских производителей и американских пилотов, поздние девяностые стали золотой эрой Honda.
Сезон 2002 года ознаменовывается сменой 500 см³ класса на 990 см³, также меняется название чемпионата и его высшего класса на MotoGP. В 2007 в целях безопасности FIM принимает решение о снижении объема двигателей класса MotoGP до 800см³, также вводится ограничение количества используемых шин на гоночный уик-энд. 2010 год становится последним для существования 250 см³ класса — его сменяет Moto2 c 600-кубовыми двигателями от единого поставщика Honda. Moto2 также унифицирует некоторые узлы мотоцикла с целью снижения затрат[6]. Класс 800см³ пробыл в чемпионате пять лет и в 2012 году был расширен до 1000 см³[7][8].
1940-е | 1950-е | 1960-е | 1970-е | 1980-е | 1990-е | 2000-е | 2010-е | 2020-е | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
# | 9 | 0—9 | 0—1 | 2—9 | 0—9 | 0—2 | 3 | 4—9 | 0—6 | 7—9 | 0—1 | 2—9 | 0-1 | 2—8 | 9 | 0—2 |
1 | 500 см³ (1949—2001) | |||||||||||||||
2 | MotoGP (c 2002) | |||||||||||||||
3 | 350 см³ (1949—1982) | |||||||||||||||
4 | 250 см³ (1949—2009) | |||||||||||||||
5 | Moto2 (c 2010) | |||||||||||||||
6 | 125 см³ (1949—2011) | |||||||||||||||
7 | Moto3 (c 2012) | |||||||||||||||
8 | 80 см³ (1984—1989) | |||||||||||||||
9 | 50 см³ (1962—1983) | |||||||||||||||
10 | с колясками (1949—1996) | |||||||||||||||
11 | MotoE (c 2019) |
Чемпионат мира по мотогонкам делится на три класса — Moto3, Moto2, MotoGP. До 2002 года высшим классом был класс 500 см³, но ввиду того, что в нем использовались 2-тактные двигатели и мотоциклы подобной схемы не применялись нигде больше, его было решено заменить классом MotoGP, использующим 4-тактные моторы до 990 см³. С 2007 по 2011 год (из-за опасности их скоростей) их объём был уменьшен до 800 см³, после чего в 2012 году вернулись к «литровым» спортпрототипам. В отличие от мотоциклов класса «Супербайк», наличие омологационной партии не требуется, мотоциклы-прототипы могут быть построены хоть в единственном числе (но обычно каждый байк существует в двух готовых экземплярах — один запасной на случай замены невосстановимого повреждения основного экземпляра; также запасной мотоцикл используется для замены в том случае, когда трасса подсохла настолько, что необходимо переходить на слик). Минимальная масса мотоциклов MotoGP варьируется от 137 до 163 кг, в зависимости от количества цилиндров, но большинство предпочитает 4-цилиндровую схему, имеющую ограничение по сухой массе в 148 кг (с 2007).
В классе MotoGP используются мотоциклы с объёмом двигателя 1000 см³.
Moto2 — это четырёхтактный класс, в котором используются моторы объёмом 600 см³. Был введён в 2010 году, заменив традиционный двухтактный класс с объёмом двигателя 250 см³.
В 2012 году класс 125 см³ был заменён на класс Moto3. Здесь действует ограничение одноцилиндровыми 250 см³ четырехтактными двигателями с максимальным диаметром цилиндра 81 мм (3,2 дюйма). Минимальный общий вес мотоцикла и гонщика 148 кг (326 фунтов). Гонщик в классе Moto3 не может быть старше 28 лет или 25 для новичков, участвующих впервые и неизвестных людей (допуск на усмотрение организаторов).
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Старт гонок проводится с места. Дистанция варьируется по классам: Moto3 — 100 км, Moto2 — 110 км, МотоGP — 120 км.
Начисление очков производится по обычной для кольцевых мотогонок системе:
Позиция | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Очки | 25 | 20 | 16 | 13 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
В зачёт марок идёт лучший результат по маркам.
Сезон | Чемпионы | Очки | 2 место | Очки | 3 место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|
2018 | Марк Маркес | 321 | Андреа Довициозо | 245 | Валентино Росси | 198 |
2019 | Марк Маркес | 420 | Андреа Довициозо | 269 | Маверик Виньялес | 211 |
2020 | Жоан Мир | 171 | Франко Морбиделли | 158 | Алекс Ринс | 139 |
2021 | Фабио Картараро | 278 | Франческо Баньяя | 252 | Жоан Мир | 208 |
2022 | Франческо Баньяя | 265 | Фабио Картараро | 248 | Энеа Бастианини | 219 |
Источники:[9][10][11][12][13] |
Сезон | Чемпионы | Очки | 2 место | Очки | 3 место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|
2018 | Франческо Баньяя | 306 | Мигел Оливейра | 297 | Брэд Биндер | 201 |
2019 | Алекс Маркес | 262 | Брэд Биндер | 259 | Томас Люти | 250 |
2020 | Энеа Бастианини | 205 | Лука Марини | 196 | Сэм Лоус | 196 |
2021 | Реми Гарднер | 311 | Рауль Фернандес | 307 | Марко Беццекки | 214 |
2022 | Аугусто Фернандес | 271.5 | Ай Огура | 242 | Арон Канет | 200 |
Источники:[14][15][16][17][18] |
Сезон | Чемпионы | Очки | 2 место | Очки | 3 место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|
2018 | Хорхе Мартин | 260 | Фабио ди Джаннантонио | 218 | Марко Беццекки | 214 |
2019 | Лоренцо Далла Порта | 279 | Арон Канет | 200 | Маркос Рамирес | 183 |
2020 | Альберт Аренас | 174 | Тони Арболино | 170 | Ай Огура | 170 |
2021 | Педро Акоста | 259 | Деннис Фоджа | 216 | Серхио Гарсия | 188 |
2022 | Исан Гевара | 319 | Серхио Гарсия | 257 | Деннис Фоджа | 246 |
Источники:[19][20][21][22][23] |
Сезон | Победители | Очки | 2 место | Очки | 3 место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|
2019 | Маттео Феррари | 99 | Брэдли Смит | 88 | Эрик Гранадо | 71 |
2020 | Жорди Торрес | 114 | Маттео Феррари | 97 | Доминик Эгертер | 97 |
2021 | Жорди Торрес | 100 | Доминик Эгертер | 93 | Маттео Феррари | 86 |
2022 | Доминик Эгертер | 227 | Эрик Гранадо | 192.5 | Маттео Феррари | 162.5 |
Источники:[24][25][26][27] |
Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам.