Lt304888.ru

Туристические услуги

Черноморское морское пароходство

20-10-2023

Черноморское морское пароходство — старейшее пароходство Российской Империи на Чёрном море, созданное ещё в 1833 году как акционерное Черноморское общество пароходов для установления постоянных сношений между Россией и Османской империей. Центр пароходства — город Одесса.

Содержание

История

Российский период

Пароходы по Чёрному морю плавали и до 1833 года, используясь в первую очередь не для перевозки пассажиров, а для доставки почты. В 1831 году пароход «Нева» открыл навигацию между Одессой и Константинополем. Этим рейсом было отправлено 107 писем, розданных в Константинополе «безденежно».

16 мая 1833 года было учреждено акционерное Черноморское общество пароходов «для установления постоянных сообщений Одессы с Константинополем посредством пароходов»[1]. В «Проекте об учреждении общества» предполагалось, что Черноморский флот будет иметь 3 парохода — 2 для почтовых перевозок и один для буксирования судов в Босфор. Фактическими хозяевами общества были барон Штиглиц, греческие негоцианты И. Ралли и К. Папудов. Пароходы «Нева», «Император Николай», «Императрица Александра» и появившийся в 1835 году «Петр Великий» приносили существенные убытки владельцам; к 1838 году для перевозки почты остался лишь один пароход, поэтому в 1843 году общество было реорганизовано в «Экспедицию постоянных пароходных сообщений Одессы с Константинополем», которое в 1845 году, объединившись с «Комиссией новороссийских пароходов», получило название «Одесская пароходная экспедиция». Для неё в 1843 году были заказаны в Англии 4 парохода-фрегата для регулярных рейсов между Одессой и Константинополем: «Одесса», «Херсонес», «Крым» и «Бессарабия»[2], а позже к ним присоединились «Громоносец» и «Владимир»[3].

После войны деятельность Черноморское общество пароходов не возобновляло.

В 1856 году было организовано Российское Общество Пароходства и Торговли (РОПиТ).

В конце XIX — начале XX веков пароходства в Российской империи появлялись и исчезали, но существовала обойма суперпароходств, и из них на юге активно работали: РОПиТ, Доброфлот, Азово-Черноморское Пароходное Товарищество (основатель И.Я. Древицкий), Батум-Туапсинская железная дорога, Ространс, Русско-Дунайское Пароходное Общество, Торгово-комиссионное Товарищество «Сосиете» и другие. Любой уважающий себя судовладелец имел в Одессе свое представительство, управление или контору, а порт Одесса, стал базовым для сотен судов.

С началом Первой мировой войны была произведена мобилизация, в ходе которой все суда стали боевыми транспортами, тральщиками, посыльными судами.

После окончания гражданской войны на Черноморско-Азовском бассейне осталось 49 транспортных судов, пригодных к эксплуатации. После установления окончательного контроля над побережьем советское правительство занялось восстановлением пароходства.

13 июня 1922 года Совет Труда и Обороны республики учредил в системе Наркомата путей сообщения государственные пароходства Балтийское, Северное, Черноморско-Азовское и Каспийское, а общее руководство их деятельностью возложил на Центральное правление Госторгфлота.

После Великой Отечественной войны, в связи с увеличением объёмов перевозок, были созданы отдельные Черноморское, Азовское и Грузинское пароходства.

В 1964 году, как танкерное отделение Черноморского морского пароходства, было организовано Новороссийское морское пароходство.

На 1990 год Черноморское морское пароходство (ЧМП) было крупнейшим в Европе и вторым в мире. В его составе было более 300 судов различного класса с суммарным водоизмещением в 5 миллионов тонн. С 1991 года, с момента распада СССР, ЧМП принадлежит Украине.[4] Количество судов снизилось к 2006 году более чем в 20 раз.[5]

Украинский период

В 1993 году указом Президента Украины был создан акционерный судоходный концерн «Бласко». Начальником которого был назначен Винницкий Александр.

23 декабря Высший хозяйственный суд принял решение отправить на повторное рассмотрение в суд первой инстанции (Хозсуд Одесской области) семь дел о продаже наиболее ликвидных объектов недвижимости ЧМП по заниженной стоимости. В 1985 году компанией руководил Пилипенко В.В,с 1989 года не оплачивалась постройка не одного судна, так-как 80-85% прибыли компании уходило в бюджет УССР. В СССР экономика находилась в кризисе из-за падение цен в мире на углеводороды, республиканские бюджеты не справлялись и вынуждены были высасывать ресурсы с преуспевающих организаций.Так в бюджет УССР уходило 10-20% прибыли компании с 1980-1985 годы. На 1991 год цена компании 7000000000$, флот из 295 судов и 1100 вспомогательных плавсредств, с экипажем 27000 человек. 3а 1991 год прибыль составила 1150000000$, (в бюджет УССР ушло 990000000$) на нужды ЧМП оставлено 160000000$, этих средств хватало на латание дыр в корпусах но не как не на закладку новейших судов.В 1991 году АО "Совкомфлоту" передано несколько судов, в том числе "Максим Горький" и "Фёдор Достоевский", получив контроль над 18% акций. За 1991 год по старости компания списала 40 судов. На 1992 год флот ЧМП насчитывал 255 судов, компания досталась независимой Украины. Линии стали убыточны, ЧМП предназначался прежде всего для обслуживания экономики СССР, а Империи уже не стало. В сложившейся экономической ситуации во избежания простоя судов, премьер министр Украины Л.М.Кучма предложил передать суда ЧМП офшорным компаниям, президент Украины А.Кравчук одобрил. И процесс передачи пошел, на полном ходу. Концу 1992 года доля акций в ОА "Совкомфлот" снизились с 18% до 1,4%, при этом не вернули суда, "Максим Горький" и "Фёдор Достоевский" тихо завернули в Ленинград. За должность по кредитам составила на XII.1992 года 170000000$, за 1992 год по старости списано 28 судна. Назначен очередной руководитель компании П.В.Кудюкин. На I.1993 года ЧМП имел 227 судно,но 160 судов разбросаны по всем офшорам мира! Начались первые аресты судов по разнообразным, надуманным предлогам, не досчитались ещё 11 судов. Кредиты росли, прибыль компании укрывалась. В результате П.В.Кудюкина посадили за воплощение не своего плана по передачи судов в офшорные компании. В 1995 год, флот компании насчитывает 216 вымпелов, компанией "рулит" А.В.Коваль, так и не поняв где спрятаны суда, теряет ещё 30 вымпелов. Запущенные механизмы предшественниками пожирали средства и суда компании. В том-же 1995 году назначен очередной "кормчий" А.М.Стогненко, флот компании в 186 вымпелов, набрали новые кредиты, которые тяжело было отрабатывать, и тут пошла самая мощная волна по миру арестов судов, с 1995-1997 годы компания потеряла ещё 171 судно. НА I.1998 года имелось 15 вымпелов. На 2004г компания имела 6 судов, и 17 кредитов на 11100000$. В 2005 году убытки составили 500000$.

Руководители ЧМП

Суда ЧМП

пассажирские и грузо-пассажирские

  • «Ленин» («Симбирск») — погиб 27.07.1941
  • «Ильич» («Император Николай II», «Вече») — в 1935 передан ДВМП, 23.06.44 затонул во время ремонта в Портленде.
  • «Чичерин» («Принцесса Евгения Ольденбургская»)
  • «Пестель» («Великий князь Константин») — потоплен немецкой ПЛ «U-20» 19.06.1944
  • «Игнатий Сергеев» (ранее «Батум», после уч.судно, плавбаза ЧФ «Очаков»)
  • «Севастополь» — потоплен немецким ТКА «S-102» 10.08.1942
  • «Новороссийск» — тяжёло повреждён при авианалёте, выбросился на берег 12.08.1941
  • «Феодосия»
  • «Теодор Нетте» (1926—1929), передан Дальневосточной конторе Совторгфлота
  • «Аджария» («Аджаристан» (1927) — потоплен вражеской авиацией 23.07.1941
  • «Абхазия» (1928) — потоплен вражеской авиацией 10.06.1942
  • «Армения» (1928) — потоплен вражеской авиацией 07.11.1941
  • «Украина» (1928) — потоплен вражеской авиацией 02.07.1942
  • «Крым» (1928)
  • «Грузия» (1928) — потоплен вражеской авиацией 13.06.1942
  • «Котовский» — передан ЧФ, плавбаза, после войны возвращён ЧМП
  • «Молдавия» — повреждён при авианалёте, выбросился на берег и сгорел 14.09.1941
  • «А. Чехов» («Дельфин») (1930) — погиб 14.04.1942
  • «Н. Островский» («Чайка») (1930) — потоплен вражеской авиацией 23.03.1942
  • «Львов» («Ciudad de Tarragona», транспорт № 3)
  • «Белосток» «Ciudad de Ibiza», транспорт № 4) — потоплен немецким ТКА «S-102» 19.06.1942
  • «Пётр Великий» («Император Пётр Великий»)
  • «Орион» («Deutschland», «Frigga», «Zenith») (из Сочинского МП, 194.-1969)
  • «Абхазия» («Мариенбург»/«Ленсовет»)1956-1980
  • «Адмирал Нахимов» («Berlin») (1957)
  • «Победа» («Magdalena» / «Iberia») −1977
  • «Россия» («Patria») 1946−1984
  • «Украина» («Basarabia») −1987
  • «Пётр Великий» («Дуала») — 1973
  • «Николаев» («Carl Legien», «Alba Julia») 1946-19..
  • «Иван Сусанин» («Rügen»)
  • «Киргизстан» (1959)
  • «Молдавия» (1960)
  • «Сванетия» (затем «Таллин» БМП) (1960)
  • «Колхида» (1961)
  • «Таджикистан» (1961—1988)
  • «Узбекистан» (1961
  • «Алушта» (1960)
  • «Алупка» (1960)
  • «Аджигол» (1961)
  • «Ай-Тодор» (1962)
  • «Гурьев» (1963) (передан на Каспий)
  • «Пицунда»
  • «Абрау-Дюрсо» (1964)
  • «Артек» (1964) 1966 передан на Белое море, с 1966 «Варнемюнде», с 1968 — «Соловки»
  • «Кара-Даг» (1965)
  • «Сарыч» (1965)
  • «Аю-Даг» (1967)
  • «Латвия» (1960)
  • «Литва» (1960)
  • «Армения» (1963)
  • «Башкирия» (1964)
  • «Аджария» (1964)
  • «Надежда Крупская» (в 1976 передана Черноморскому флоту — «Кубань»)
  • «Федор Шаляпин» («Ivernia» / «Franconia»)-2003
  • «Леонид Собинов» («Saxonia» / «Carmania») −1998
  • «Кооперация»
  • «Иван Франко» (1964)
  • «Тарас Шевченко» (1966)
  • «Шота Руставели» (1968) (затем «Assedo»)
  • «Тойво Антикайнен (сухогрузное судно 1970 года)»
  • «Одесса» («Копенгаген») (1975)
  • «Максим Горький»
  • «Белоруссия» (1975)
  • «Грузия» (1975)
  • «Азербайджан» (1975)
  • «Казахстан» (1978) (затем «Украина», «Island Adventure», «Adventure») слом 13.11.2011
  • «Карелия» (1978)
  • «Дмитрий Шостакович» (1980)
  • «Лев Толстой» (1981)
  • «Михаил Суслов» («Пётр Первый», «Ocean Empress», «Ocean Jewel of St.Petersburg»)
  • «Фёдор Достоевский» (1987—1994)

Адрес и реквизиты ГСК ЧМП


ЧЕРНОМОРСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО, ГСК
65026, Одесса, Ланжероновская ул. (Ласточкина ул.), 1, офис 499
Тел: +38 048 7251327
Факс: +38 0482 348499

Примечания

  1. Ещё в 1831 году пароход «Нева» открыл навигацию между Одессой и Константинополем; этим рейсом было отправлено 107 писем, розданных в Константинополе «безденежно».
  2. Кудрявцева Е. Почтовое сообщение Константинополь — Санкт-Петербург в первой половине ХIХ века // Родина. — 2007. — № 4. — С. 72-75.
  3. Это знаменитые пароходо-фрегаты, героически сражавшиеся в Крымскую войну и затопленные командами на севастопольском рейде в августе 1855 года
  4. Сухопутное пароходство
  5. Черноморское морское пароходство займется недвижимостью

Ссылки

  • Интернет проект "Суда Украины"
  • Пассажирские суда ЧМП
  • Грузовые суда ЧМП
  • Национальные приоритеты: флот уничтожен?
  • Интернет-проект, посвящённый истории морского флота СССР и Украины, а также истории Одесского Черноморского морского пароходства (ЧМП)
  • Возрождение ЧМП возможно!


Черноморское морское пароходство.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01