Lt304888.ru

Туристические услуги

Шанцин

21-10-2023

Даосизм
История
Люди
Школы
Храмы
Терминология
Тексты
Боги
Медицина
Астрология
Бессмертие
Фэншуй
Форум
Портал

Шанци́н ( кит. упр. 上清派, пиньинь: Shàngqīngpài), «Школа Высшей Чистоты» — направление в даосизме, возникшее в конце IV века в Китае. Другое название школы — Маошань (кит. 茅山) по имени горы, где находился центр этой школы. Расцвет школы приходился на период с VI по X века, когда она была само влиятельной даосской школой.

См. также Шанцин (город).


Эта школа практикует преимущественно медитацию визуализации (цунсян — «поддержание жизни в образе»), оставляя старые практики (например Гэ Хуна) на заднем плане. Шанцин — первая школа даосизма, о которой можно сказать, что она собрала все знания и представления воедино, создала канонические тексты и выработала указания, чётко зарегламентировав жизнь общины.

По представлениям школы Шанцин, существуют живущие на небе Истинные Люди (Чжэнь-жэнь), которые обладают огромным знанием и ценнейшими книгами из Небесных Книгохранилищ. Контакт с Истинными Людьми позволяет записать эти тексты, которые они передают достойным медиумам через состояние транса.

Основателем школы считается Вэй Хуацюнь (252334) ( кит. упр. 魏華存, пиньинь: Wèi Huācún, палл.: Вэй Хуацюнь), известная под именем Сяньань (贤安). Вэй Хуацюнь выполняла поручения по ритуалам возлияния при служителях Школы Небесных Наставников. Она всерьёз занималась медитациями и мистическими практиками, и достигла успехов в визуализациях через своё тело.

Фактически школу основал её ученик Ян Си (кит. 楊羲), происходящий из аристократического рода. В период 364-370 он активно практиковал визуализацию, возможно с использованием галюциогенных препаратов, и видел многочисленные чудесные видения, встречался с бессмертными, духами и божествами, которые открыли ему небеса Высшей Чистоты (Шанцин), секреты бессмертия и другие тайны. О своих открованиях он рассказал чиновнику Сюй Ми (семья которого состояла в родстве с родом Гэ Хуна), и вместе с Сюй Ми и его сыном Сюй Хуэем они построили скит на горе Маошань, это и послужило основанием школы. Входя в транс, Ян Си записывал свои откровения палочкой на песке.

Гору Маошань стали посещать паломники, в том числе аристократы, и храм разрастался и приобретал славу.

Позднее движение Шанцин стало набирать силу и стало популярным среди интеллигенции и аристократии, составив конкуренцию Школе Небесных Наставников, а патриарх Лу Сюцзин создал школу Южных Небесных Наставников, реформировав традиции ослабевшей линии Небесных наставников семьи Чжан (которая возродилась позднее).

Среди патриархов Шанцин прославились энциклопедист Лу Сюцзин, составивший даосский канон, а позднее Тао Хунцин, блистательный учёный и энциклопедист, упорядочивший сочинения школы и собравший канон школы Шанцин.

Школа Шанцин вернулась к шаманским практикам экстатических полётов, распространённых в эпоху Чжоу, и ввела снова в практику визуализацию, как мистическую так и связанную с вызовом духов. Школа вернулась также к старым техникам, связанным с физическим упражнениям (гимнастикой даоинь кит. 导引), потреблению галлюциногенных веществ и целебных трав в рамках внешней алхимии. В отличие от Школы Небесных Наставников, роль божеств в Шанцин была связана не с получением знаний через магические ритуалы, а для посредничества, божества призваны были передавать адептам ключи ко входу в Небесные Реалии. Таким образом, школа Шанцин стала первой даосской школой, которая по-настоящему поклонялась божествам и составляла им гимны.

Адепт школы Шанцин, используя своё тело и свой организм, старался, подключив воображение, поймать соответствие между собой и космосом, ощутив себя небесным божеством, и реализовать таким способом Небесное Дао. Общей целью являлось всё многообразие духов, из которых состоит человеческий организм и психика, собрать в единое целое и привести в гармонию, вернувшись к изначальному единству.

Мир богов воспринимается адептом как рай, где играет небесная музыка, стоят изысканные павильоны, балдахины с цветными перьями, драконы, фениксы, паланкины. Для попадания в этот мир надо привлечь божества, управляющие телом и частями организма, собрать энергию ци девяти пренатальных небес. Это воображаемое путешествие требует путеводителей, карт, талисманов, знания секретных имён богов и способов проникновения через охраняемые заставы.

Одним из важнейших текстов школы Шанцин является Шанцин дадун чжэнцзин (кит. 上清大洞真經, Dadong zhenjing, «истинный канон величайшей Глубины» или иначе «великой Пещеры»). Этот текст читают адепты, и этот текст должен привести их к обретению бессмертия, при этом даосская алхимия прежних школ становится не нужной.

Школа Шанцин управляется с горы Маошань, на которой до сих пор имеется даосский монастырь.

См. также

Литература

  • Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993
  • Е.А. Торчинов. Даосизм. С-П. 1999.
  • Livia Kohn (Hg.): Daoism Handbook, Brill 2000, ISBN 90-04-11208-1
  • Isabelle Robinet: Geschichte des Taoismus, München 1995 ISBN 3-424-01298-X
  • Школы даосизма
  • Школа Высшей Чистоты
  • С. В. Филонов, ЯН СИ — ПЕРВЫЙ ПОСВЯЩЕННЫЙ В УЧЕНИЕ ШАНЦИН
  • С. В. Филонов, МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФАКТОР ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ ДАОСИЗМА

Шанцин.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01