05-07-2023
Шах Аббас и Хуршид Бану | |
азерб. Şah Abbas və Xurşud Banu | |
Страница из либретто. 1912 год |
|
Композитор | |
---|---|
Автор(ы) либретто |
|
Язык либретто | |
Источник сюжета |
Азербайджанское народное сказание |
Жанр | |
Количество действий |
4 |
Год создания | |
Первая постановка | |
Место первой постановки |
помещение цирка братьев Никитиных в Баку |
«Шах Аббас и Хуршуд Бану» — четвертая мугамная опера азербайджанского композитора Узеир Гаджибекова в четырёх действиях и шести картинах. Либретто также принадлежит Гаджибекову. Написана опера по мотивам азербайджанского народного сказания. Опера заканчивается счастливым концом, героиня — простая девушка, дочь дровосека, побеждает психологию грозного шаха, который из-за любви к ней выучивается ремеслу—ковроткачеству.
Премьера оперы состоялась 10 (23) марта 1912 года в помещении цирка братьев Никитиных в Баку. Режиссёром спектакля был Гусейн Араблинский, дирижировал Муслим Магомаев. В главных ролях выступили Гусейнкули Сарабский (Шах Аббас), Ахмед Агдамский (Хуршуд Бану), М. X. Терегулов (Меставар). Опера находилась в репертуаре театра оперы и балета вплоть до 30-х гг.
В опере композитор широко использует мугам. Вместе с тем в опере много и авторской музыки. Впервые в мугамных операх Гаджибеков обращается к арии традиционно-классического типа (I действие). В ней ярко выражена национальная ладо-интонационная основа. Это многогранный, законченный портрет Шаха Аббаса. Ария примечательна тем, что в ее музыке, в отличие от вокальных характеристик других ранних опер Гаджибекова, раскрываются разные настроения. В ее основе лежат две темы, одна из которых — задумчивая, сосредоточенная, лиричная, другая — решительная, маршеобразная, ассоциирующаяся с зерби-мугамом «Эйраты».
Ария Шаха Аббаса создала предпосылки для арии Аслан шаха в опере «Шах Исмаил» Муслима Магомаева, а также сыграла большую роль в эволюции оперного стиля Гаджибекова. Авторская музыка лежит в основе арии Хуршуд Вану (I действие), партии Меставара. Сочетание традиционных и новых музыкальных средств расширило арсенал композиторского стиля, способствовав успеху оперы.
Произведения Узеира Гаджибекова | ||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|
|||||||||||||||||
|
Лейли и Меджнун • Аршин Мал-алан (1916) • Аршин Мал-алан (1945) • Не та, так эта • Аршин Мал-алан (1965) | |||||||||||||||||
и труды |
Музыкально-просветительные задачи в Азербайджане • Основы азербайджанской народной музыки • О музыкальном искусстве Азербайджана |
Шах Аббас и Хуршуд Бану.