15-09-2023
Максим Андреевич Шингаркин | |
Род деятельности: |
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва, правозащитник, эколог |
---|---|
Дата рождения: |
1 сентября 1968 (44 года) |
Место рождения: | |
Гражданство: |
Максим Андреевич Шингаркин (1 сентября 1968 года, Новокуйбышевск, Самарская область, СССР) — Российский общественный деятель, эколог, эксперт в области радиационной, экологической и промышленной безопасности, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва от фракции ЛДПР, заместитель председателя Комитета ГД ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
Содержание |
Родился 1 сентября 1968 года в городе Новокуйбышевск Самарской области. Более 10 лет отслужил в 12-ом Главном Управлении Министерства обороны РФ (ядерно-техническое обеспечение и безопасность). После увольнения в запас занялся активной общественной деятельностью как правозащитник и эколог.
С 2000 по 2002 год — координатор антиядерного проекта Гринпис России.
С 2003 по 2011 год — основатель и руководитель Общественного Фонда «Гражданин».
С 2006 по 2010 год — советник председателя Комитета Совета Федерации по науке и образованию.
С 2005 по 2011 гг. - член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ.
В 2009-2010 гг. - консультант Комиссии при Президенте РФ по модернизации и техническому развитию экономики России.
С 4 декабря 2011 года — Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от фракции ЛДПР, заместитель председателя Комитета ГД ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
С конца 1990-х годов Максим Шингаркин активно выступал в защиту прав граждан, проживающих на радиационно-загрязненных территориях в Челябинской области, и настаивал на переселении из загрязненной зоны жителей села Муслюмово, пострадавшего от деятельности ПО «Маяк»[1].
В 2005 году во взаимодействии с Гринпис России Максимом Шингаркиным были выявлены факты, на основании которых директор ПО «Маяк» Виталий Садовников был привлечен к уголовной ответственности за слив в реку Теча нескольких десятков миллионов кубометров жидких радиоактивных отходов[2].
В конце 2006 года на основании специального распоряжения Правительства РФ на переселение Муслюмово были выделены деньги. Однако из-за неэффективного алгоритма программы переселения, выбранного ГК «Росатом» без учета мнения местных жителей и экологов, права переселенцев многократно нарушались, были созданы условия для коррупции и обмана граждан.[3]. Сами жители села в отчаянии называли мероприятия «Росатома» «великим мучением вместо великого переселения» [4].
О «незатейливом распиле» бюджетных средств, выделенных на переселение жителей села Муслюмово, Максим Шингаркин сообщил президенту Дмитрию Медведеву 8 июня 2008 года во время его встречи с представителями неправительственных экологических организаций. Эколог предъявил Медведеву копию договора, который «Фонд содействия переселению жителей села Муслюмово» заключил с одной из гражданок.
«Сейчас почитаем. Жилой дом оценён в сумму миллион рублей. Расчёт за жилой дом между сторонами осуществляется в следующем порядке: 550 тыс. оплачивается продавцу путём перечисления денежных средств на счёт ООО «Ресурс-Плюс», а 450 тыс. выплачивается путём перечисления на расчётный счёт продавца». Так и куда этот «Ресурс-Плюс» эти 550 тысяч девает-то?» – удивленно поинтересовался Дмитрий Медведев. – Никуда. Об этом и разговор. Они их просто пилят, – ответил Шингаркин. – Так незатейливо? – спросил президент. – Да, так незатейливо. Конкретно людям говорят: «Ваш дом – миллион. Либо мы вас не включаем в список переселения, вы останетесь навсегда на этой радиационно-загрязнённой территории, либо вы подписываете такой договор». Эколог подчеркнул, что речь идёт о бюджетных деньгах, и что сумма «распила» может достигать миллиарда рублей[5].
«Поскольку главным требованием, озвученным мною, было именно проведение проверки Контрольным управлением Президента, уже на следующий день я был вызван туда на совещание со всеми имеющимися у меня документами по проблеме переселения Муслюмово, – рассказал «Совершенно секретно» Максим Шингаркин. – А их за 5 лет этого переселения в нашей организации скопилось немало. Через нас прошло несколько сотен жалоб, адресованных Уполномоченному по правам человека в РФ, а также в Генеральную прокуратуру, премьеру, президенту...»[6].
Максим Шингаркин принял активное участие в работе комиссии Контрольного управления совместно с МВД, сформированной по поручению Президента. В ходе спецмероприятий по пресечению криминальных посягательств на государственный бюджет, были вскрыты факты разворовывания денежных средств, предназначенных для переселения жителей Муслюмово. По этим фактам было возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество в особо крупном размере», санкция которой предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет. Выяснилось также, что конкретно по тому договору, который Шингаркин показал Медведеву, ещё в 2010 году было возбуждено уголовное дело, но оно фактически не расследовалось и, по выражению прокурора Челябинской области Александра Войтовича, «легло под сукно»[7].
7 марта 2012 года на совещании у Уполномоченного по правам человека в Челябинской области было констатировано завершение первого этапа переселения жителей села Муслюмово. По заявлению Максима Шингаркина, следующим шагом должно стать устранение всех неполадок в выстроенных для переселенцах домах в Новом Муслюмово, а также переселение жителей других населенных пунктов в Челябинской области, подвергшихся негативному воздействию деятельности ПО «Маяк».
«Я уверен, что Российская Федерация в состоянии обеспечить достойную жизнь всем своим гражданам, которые стали невольными пленниками территорий, подвергшихся радиационному загрязнению в советский период. Гуманистическая миссия, направленная на изменение жизни сотен тысяч человек, реально продемонстрирует тот факт, что Россия является социально ориентированным государством», - заявил Максим Шингаркин[8].
Общественный Фонд «Гражданин» основан Шингаркиным в 2003 году для поддержки региональных гражданских экологических инициатив и расширения практики общественного контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства Российской Федерации при ведении хозяйственной деятельности в целях защиты Конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Основные направления деятельности ОФ «Гражданин»:
ОФ «Гражданин» осуществляет независимый мониторинг экологической безопасности на ряде объектов Государственной корпорации «Росатом», обеспечивая доведение до высших должностных лиц России позиции граждан относительно вопросов ядерной и радиационной безопасности и террористической устойчивости российских ядерных объектов. В 2001-2003 годах Максимом Шингаркиным были инициированы и проведены мероприятия и учёту общественного мнения (референдум регионального уровня) по вопросу строительства предприятия по переработке ОЯТ РТ-2 на площадке Красноярского Горно-химического комбината (г. Железногорск Красноярского края) . В 2003 году Максим Шингаркин вместе с депутатом Государственной Думы IV созыва Сергеем Митрохиным организовал проникновение на строительную площадку хранилища ядерных отходов на территории Горно-химического комбината в г. Железногорск Красноярского края. В результате проведённых мероприятий в 2003 году Президентом России Владимиром Путиным было принято решение об отказе от строительства предприятия РТ-2; начатое ранее строительство было остановлено, возведённые сооружения — демонтированы.[9]
В 2003—2008 годах при организационной и экспертной поддержке Фонда «Гражданин» во взаимодействии с органами местного самоуправления, общественными организациями и гражданами в рамках программ общественного контроля за деятельностью промышленных предприятий были проведены мероприятия по информированию населения и учёту общественного мнения (общественные обсуждения, общественные слушания, общественные экологические инспекции и экспертизы) по проектам намечаемой хозяйственной деятельности (строительство и модернизация производственных мощностей) ряда предприятий, среди которых:
В 2008—2009 годах при экспертной поддержке Фонда «Гражданин» проводились мероприятия по учёту общественного мнения при реализации проектов ОАО «Газпром» «Северный поток» и «Ямал», строительстве газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» в части их прохождения по особо охраняемым природным территориям (ООПТ) РФ. При организационной и экспертной поддержке фонда проведены общественные обсуждения и общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду ООПТ на территории Ленинградской, Нижегородской и Ярославской областей, полуострова Ямал, острова Сахалин, Приморского и Хабаровского краев.
Фонд «Гражданин» провёл специальные исследования по вопросу поставок украинской металлопродукции, изготовленной с использованием металлолома, изъятого из зоны радиационного загрязнения Чернобыльской АЭС. Соответствующий доклад был представлен в профильном комитете Совета Федерации РФ в 2006 году и получил поддержку верхней палаты российского парламента, в результате чего решением Правительства был скорректирован порядок ввоза в Российскую Федерацию украинской металлопродукции .
Совместно с международной организацией Waterkeeper Alliance ОФ «Гражданин» организованы программы экологического мониторинга ряда водных объектов российской Федерации, в число которых входят реки Енисей, Чусовая, Теча, озеро Самотлор. В результате обнародования фото-доклада «Экологическая катастрофа в Западной Сибири», подготовленного по итогам общественной экологической инспекции на Самотлорском нефтяном месторождении, была проведена официальная комплексная проверка государственными контролирующими природоохранными органами компании ТНК-ВР, осуществляющей нефтедобычу в данном регионе.
В 2009—2010 годах при экспертной поддержке ОФ «Гражданин» был проведен полный комплекс мероприятий по общественному обсуждению материалов оценки воздействия на окружающую среду проекта строительства Центральной Кольцевой автодороги ФГУ «Дороги России» в муниципальных образованиях Московской области.
С 2008 года ОФ «Гражданин» совместно с «Международным социально-экологическим союзом» осуществляет мониторинг деятельности ОХК «Уралхим» через систему общественного контроля в городах Воскресенск (Московская область), Березники (Пермский край), Кирово-Чепецк (Кировская область), а также Дьепп (Франция, Верхняя Нормандия, в сотрудничестве с Les Verts — Europe Ecologie. Результатом работы во взаимодействии с французскими экологами стал отказ компании «Уралхим» от реализации проекта строительства завода жидких минеральных удобрений во Франции .
Занимает пост заместителя председателя Комитета ГД ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии по взаимодействию с органами государственной власти.
Активно участвует в процессе разработки проектов Федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами" и ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий".
В 2012 году решением председателя Комитета ГД ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин назначен руководителем рабочей группы по доработке проекта Федерального закона "Об ответственном обращении с животными" (в составе ГД VI созыва). По состоянию на май 2013 года рабочая группа не приступала к работе, поскольку законопроект после принятия его в первом чтении ГД V созыва, в соответствии с регламентом ГД ФС РФ, направлен на согласование в Правительство РФ.
Шингаркин, Максим Андреевич.