03-07-2023
Город
|
Шуша́ (азерб. Şuşa)[1] / Шуши́ (арм. Շուշի)[2] — город в Нагорном Карабахе. Расположен в предгорьях Карабахского хребта, на высоте 1368 м над уровнем моря, на автодороге Степанакерт — Горис, в 11 км к югу от Степанакерта. Согласно административно-территориальному делению непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, фактически контролирующей город, является административным центром Шушинского района НКР, согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики — административным центром Шушинского района Азербайджана, не совпадающего с одноимённым районом НКР.
Содержание |
Город расположен в зоне мягкого умеренного климата. Среднегодовая температура +8,8 °C, средняя температура января +2,9, апреля +7,4, июля +18,9, ноября +4,7 °C. Количество осадков 639 мм.
Согласно ЭСБЕ название Шуши происходит от армянонаселенного селения Шушикенд[5][6] (Шош[7]). Институт географии РАН также приводит это происхождение названия[8]. Согласно Раффи, Шуша получила свое название от армянского селения Шош (Шушикенд[7]), жители которого были переселены в Шушу[9]. Французский историк Патрик Донабедян указывает, что крепость Шош впоследствии стала городом Шуша[10].
Согласно азербайджанской легенде, Панах хан, будучи гостем правителя Барды, был приглашён им на охоту в ближайшие горы и леса. Очарованный местной природой, хан сказал про себя: «Что за прекрасное место. Какой здесь чистый и прозрачный воздух, как будто из стекла. Здесь можно основать прекрасный город». Так и случилось. По распоряжению Панах-хана в этом месте Карабаха был основан город под названием Шуша (азерб. şüşə, что переводится как «стекло»)[11].
Согласно ЭСБЕ, Шуша была основана в 1752 году Панах-Али-беком. Существуют две версии основания города.
Согласно азербайджанской версии основания города, возведение крепости Шуша непосредственно связано с именем Панах Али-хана — основателя Карабахского ханства, выделившегося в результате распада персидского государства Надир-шаха[12] Как писал карабахский историк XVIII—XIX вв. Мирза Джамал Джеваншир,
Ещё в то время, когда армянские магалы Хамсе не подчинялись ему (Панах-хану), он нашёл целесообразным построить в удобном месте крепость среди илатов, с тем, чтобы в случае похода окрестных ханов против него защитить в ней родственников, служащих, приближённых и знатных людей.[13]
В 1748 году Панах Али-хан строит себе крепость в местечке Баят. Согласно Мирзе Джамалу Джеванширу, после отражения осады Баята правителями Шеки и Ширвана, «Панах-хан задумал подчинить себе армянские магалы Хамсе». Первым из меликов Панах-хану подчинился Шахназар. В 1751 году Панах-хан строит новую крепость у источника Шахбулаг (в равнинном Карабахе). По замыслу предполагалось, что она будет более защищена и непосредственно связана с карабахскими горами. Согласно Мирзе Джамалу Джеванширу, решение о строительстве третьей, ещё более неприступной, крепости было принято из опасения возможного падения крепости Шахбулаг, после того, как стало известно, что каджарский хан Мохаммад Хасан-хан стал правителем Мазендерана и Гиляна. Решение о строительстве было принято при непосредственном участии армянского мелика Варанды Мелик-Шахназара[14]. Аббас-Кули-ага Бакиханов, ссылающийся на «Карабах наме» Мирза Адыгезал-бека, также говорит о том, что именно Шахназар просил Панах-Али хана построить крепость на месте нынешней Шуши[15]
Примерно в 1751 году закладывается новая крепость Панахабад[16]. Город, который впредь развивался на этом месте, вначале назывался Панахабад в честь своего основателя[15][5][17][18], а позднее стал называться Шуша. Название происходит от близлежащего армянского селения Шош (у Мирзы Джамала Джеваншира упоминается как Шушикенд[16]), часть жителей которого была переселена в новый город[19], вместе с жителями Шахбулага и нескольких других деревень[20].
В дальнейшем Панах Али-хан постепенно подчинил своей власти армянских меликов Хамсы и распространил свою власть на значительные территории, периодически включавшие Гянджинское, Эриванское, Нахичеванское и Ардебильское ханства[15][20].
Согласно этой версии, крепость Шуши существовала в этом месте издавна, а к середине XVIII века она принадлежала армянскому мелику Шахназару, который и передал её Панах-Али хану.
В 1733 году карабахские армяне выгнали тюрок из своих владений, при этом убив сераскира Сара Мустафу пашу, после чего между владетелями армянских меликств возникли междоусобные распри, вылившиеся в 20-летнюю войну. Мелик Шахназар, пытаясь взять верх над своими противниками, пригласил себе на помощь предводителя кочующего джеванширского племени, сдав ему крепость Шуши[21]
В рапорте А. В. Суворова, направленном из Астрахани князю Г. А. Потемкину, сообщалось:
Шахназар… сей предатель своего отечества, призвал Панах-хана, бывшего прежде начальником незнатной части кочующих магометан близ границ карабагских, отдал ему в руки свой крепкий замок Шушикала и учинился ему с его сигнагом покорным[22].
В российском документе середины XVIII века сообщалось[23]:
Крепчайшее по местоположению селение здесь Шуша. Оно принадлежало мелику Шахназару варандинскому, который, поссорясь с другими двумя меликами… союзными между собою издревле, вошёл в союз с Фона-Ханом (Пена-Ханом), незнатным владетелем кочующего близ Карабага Чаванширского (или Шаваншорского) татарского народа, по смерти Надыра; уступил ему Шушийскую деревню…
В записке царя Грузии Ираклия II упоминается о захвате Панах-Али ханом армянской крепости: «Хамс составляет владение и во оных сем воеводских правленей, народ весь армянского закона, в том владении находится армянской патриарх… один человек [Панах Али], закону магометанскаго и от народа жаванширскаго, принял силу; среди того правления, Хамсы, состоит старинная крепость, которая им обманом взята…»[24]. По мнению современных армянских историков, речь в этой записке идёт о Шушинской крепости[25]
Согласно авторам книги «Кавказский узел: история и геополитика Нагорного Карабаха» Л. Чорбаджяну, П. Донабедяну и К. Мутафяну, ещё в период существования армянских меликств Хамсы на месте будущего города существовала крепость Шош, которая в середине XVIII столетия принадлежала армянскому мелику Шахназару[26].
В Армянской советской энциклопедии утверждалось, что Шушинская крепость была известна ещё в раннем средневековье под названием Шикакар — именно здесь в IX веке князь Сахл Смбатян одержал победу над арабским войском. В позднем средневековье эта крепость упоминалась как Караглух, Кар, сигнах Караглух, крепость Шош, сигнах Шош[27]
По другой версии, Шуша была построена на развалинах старого города Шуши, разрушенного монголами[28]. Мнение о ранее существовавшем армянском укреплении, согласно доктору исторических наук Гамлету Петросяну, получило археологическое подтверждение в ходе раскопок в начале XXI в.[29]
До 1823 Шуша оставалась столицей Карабахского ханства. С 1813 (фактически с 1805) — в составе России.
Во время Русско-персидской войны 1826—1828 малочисленный гарнизон Шуши под начальством полковника Реутта около 40 дней героически сопротивлялся иранской армии Аббаса-Мирзы, при которой был и бывший хан Карабаха Мехти-хан[30].
После преобразования в ноябре 1822 года Карабахского ханства в провинцию, Шуша — центр провинции и резиденция Военно-окружного начальника мусульманских провинций. Должность военно-окружного начальника была учреждена в 1824 году.[31] Фактически же деятельность его началась с 1817 года[32]. С 1840 года — уездный город Каспийской области, с 14 декабря 1846 года — вновь образованной Шемахинской, а с 1859 года — Бакинской губернии. В декабре 1867 года вошёл в состав Елизаветпольской губернии.
Согласно «Описанию Карабахской провинции», составленному в 1823 году по распоряжению генерала Ермолова, в Шуше проживало примерно 1111 мусульманских и 421 армянских семей[33]. В 1847 году Шуша получает статус города; по данным Кавказского календаря, в 1851 г. в городе проживало 12 724 постоянных жителей, из них армян 6 357. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона приводит следующие данные по этническому составу населения для 1883 года: 25 656 жит. (13 282 муж. и 12 374 жен.), в том числе 56,5 % армян и 43,2 % азербайджанских татар; остальные — русские и евреи[5]. Согласно переписи 1897 года в городе проживали 25 881 человек, из них 14 356 — армяно-григориане и 10 809 — мусульмане.[34] Среди мусульман основную долю составляли азербайджанцы — 10 778 человек.[35]
В XIX веке были составлены три генеральных плана (в 1820-е, 1837 и 1855 гг.), согласно которым проводилась активная застройка города[36]. К концу XIX века армянская часть города была нагорной, татарская — низменной. В армянской части имелись реальное училище и уездная семинария для девочек; там же располагались и присутственные места. В татарской части города располагались русско-татарская школа, ряд музыкальных школ, а также частные школы Говхар-Аги (сестры последнего карабахского хана) и Самед-бека Агаева[37]. Первый театр построил в 1896 году Мкртич Хандамирян (Хандамиров)[38][39] (рядом с церковью Газанчецоц). В 1905 году было построено новое здание реального училища. В 1889 году на средства азербайджанской поэтессы Хуршидбану Натаван в город был проведён водопровод из родника Исы[40]. Самая старая из сохранившихся в Шуше мечетей была построена в 1768 году Ибрагим-ханом[41], самая старая церковь — в 1816 братьями Баадурянами[42]. В начале ХХ века в городе имелись две соборные и несколько квартальных мечетей и одна православная церковь. От старого города сохранились части крепостных стен, два замка (все — XVIII в.), многочисленные жилые каменные дома XVIII—XIX вв. в армянских кварталах, армянский собор. Улицы были довольно широки и вымощены камнем; вообще город отличался некоторым благоустройством.
В 1912 году в Шуше стараниями врача Абдул Керима Мехмандарова была открыта первая русско-азербайджанская женская школа на 20-30 человек[43].
До 1920 г. в Шуше в разное время выходили в свет 22 газеты, из которых 20 на армянском языке и 2 — на русском[44][45]
Центральная часть Шуши. На переднем плане театр Хандамирова
Генеральный план Шушинской крепости и города. XIX в.
Гласный герб города, 1843[46]
Дворец дочери последнего шушинского хана
Здание Общественного Собрания
Мечеть в Шуше на картине Верещагина
Город славился своей богатой культурной жизнью. Переживали свой расцвет литература, музыка, архитектура. Действовало большое количество различных литературных и музыкальных обществ.
В XVIII — начале XIX века складывается шушинская школа мугамата, состоящая, в разные годы, из нескольких творчески индивидуальных школ, во главе которых стоят крупные исполнители-мугаматисты (ханенде). Школа эта прославилась не только в Закавказье, но и на всём Ближнем Востоке. Энциклопедия Британника связывает известность города с особой ролью, которую он играл в сохранении и развитии всех жанров этого древнейшего вида искусства[47]. Мугам, по мнению американского историка Рональда Сюни, наиболее сильно ассоциируется именно с городом Шуша[48].
Шушинские мастера-ханенде, своим появлением и деятельностью связанные с этим вечно «поющим городом», сыграли огромную роль в обогащении азербайджанского мугама свежими и смелыми приёмами развития, яркими выразительными красками, новым подходом к драматургии дестгяха (комплекса музыкальных мелодий).
В XVIII веке здесь жил и творил выдающийся азербайджанский поэт Молла Панах Вагиф. Его поэзия оказала огромное влияние на развитие азербайджанской литературы и музыки. Стихи Вагифа легли в основу многих народных песен. Поэзия Вагифа привлекала и исполнителей мугамов.
В Шуше родился, жил, творил и умер Мир Мохсун Навваб (1833—1918). Он внёс весомый вклад в азербайджанскую науку, литературу и искусство, принимал участие в росписи шушинской мечети Говхар-ага.
Со второй половины XIX века в Шуше начинают организовываться музыкальные собрания — меджлисы. Среди них — «Меджлиси-унс», организованный Натаван, и «Меджлиси фарамушан», созданный поэтом, художником и музыковедом Мир Мохсун Наввабом[49][50].
Певцы и музыканты Харрат Кули, а после его смерти (1883) Кор Халифа организовали школы, в которых обучали юношей мугаму и игре на таре и кяманче.[51][52]. В 1898 в Шуше под руководством А. Ахвердова был поставлен первый музыкальный спектакль на азербайджанском языке — «Меджнун на могиле Лейлы» (по поэме Физули). Партию Меджнуна пел ханенде Джаббар Гарягды-оглы; именно с этой постановки начался творческий путь тогда ещё тринадцатилетнего Узеира Гаджибекова.
Русский исследователь восточной музыки В. Виноградов пишет в своей книге о Шуше:
Здесь много музыки, здесь больше, чем в любом из районов Азербайджана, можно услышать народных песен, танцев, певцов, инструменталистов. Шуша с древних пор слывёт музыкальным центром и славится по всему Закавказью как неисчерпаемый родник народных музыкальных талантов. «Шушинские музыканты» делали историю азербайджанской музыки и представляли её не только у себя на родине, но и в других странах Востока[53]. |
Армянский ашуг в Шуше
Шушинский певец-ханенде Джаббар Гаръягды-оглы (1861—1944)
Шушинские ханенде в Варшаве, конец XIX века
Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше. Картина В. В. Верещагина. 1865 год
Первые армяно-азербайджанские столкновения в Шуше произошли в начале XX века. Ещё в конце XIX века, с целью ослабить влияние местной мусульманской знати, царское правительство наметило увеличить армянское представительство в местных административных органах. В результате реформ 1892 года армяне стали преобладать в городских думах таких городов, как Шуша, Баку и Эривань, где азербайджанское население составляло большинство[54], что вызывало недовольство среди азербайджанского населения. Вскоре, однако, царское правительство, обеспокоенное чрезмерно возросшим влиянием армянской буржуазии, в особенности в крупных городских центрах, начало проводить в жизнь политику нейтрализации её влияния, провоцируя конфликты с местным мусульманским населением[54]. Последующие реформы[54] властных структур привели к обострению обстановки в Шуше, как и на территории всего Азербайджана, вызвав теперь недовольство армянской интеллигенции, не желающей сдавать позиции в политической и экономической жизни. Вслед за событиями 1905 года в Баку, Елизаветполе и других городах Азербайджана армяно-азербайджанские столкновения начались также и в Шуше.
К 1905 году российская власть, недовольная нападениями армянских террористов на царских чиновников, решила испытать лояльность мусульманского населения. С этой целью среди населения Баку стали распространяться слухи, что армяне собираются напасть на процессию бичующихся мусульман в день Ашура.[цитата не приведена 933 дня] 12 января армянские солдаты-конвоиры закололи при попытке к бегству молодого татарина, обвинявшегося в покушении на убийство[55][56]. 6 февраля родственник убитого Бабаев, решив отомстить, пытался застрелить этого солдата в толпе перед армянской церковью, но был убит толпой. Таким образом началась армяно-татарская резня, которая перекинулась на всё Закавказье[57]. По другим сведениям, столкновения в Баку начались после убийства армянами азербайджанского школьника и бакалейщика[58].
В Шуше столкновения начались летом 1906 года, после обнародования манифеста дашнаков, призывающего к освобождению «святых армянских земель» от «персидских и азербайджанских элементов»[58]. Нападения начали осуществлять вооруженные формирования армянской националистической партии «Дашнакцутюн»[59]. 20 августа произошло убийство мусульманина, ответственность за которое была возложена на армян. 29 мая были убиты три армянина, после чего началась перестрелка, видимо начатая с армянской стороны. Сотни азербайджанцев и армян были убиты[58]. Дороги, разделяющие армянские и азербайджанские кварталы, опустели. По сообщению очевидца событий, азербайджанского писателя драматурга Мамед-Саида Ордубади, по приказанию губернатора Голощапова начался обстрел азербайджанских сел, была оказана помощь армянам в столкновениях. Город был практически разрушен.
Согласно Каземзаде, столкновения в городе, вероятно, были начаты армянами[60]. Согласно Луиджи Виллари, безнаказанность погромов в Баку активизировала мусульман в других районах, в том числе и в районе Шуши, где в июле было совершено нападение на армян — пассажиров омнибуса.
Обе стороны использовали тактику поджогов домов, что привело к массовым пожарам. Мусульмане попытались подвести подкрепление, однако эта попытка была пресечена армянской стороной. 1 сентября была организована попытка примирения при посредничестве вице-губернатора Елизаветополя, однако мусульмане возобновили нападение на армянскую часть города, но вынуждены были отступить, поскольку армяне ответили массовым огнём и использовали старую пушку, которая произвела всего несколько выстрелов, но навела большой ужас на нападающих. 2 августа в русской церкви было заключено перемирие между армянами и мусульманами. Число жертв столкновения составило 300 человек, из которых 200 были мусульманами, поскольку армяне были лучше подготовлены, и у них была лучшая позиция. Материальный ущерб составил около 5 миллионов рублей[61].
Во время армяно-мусульманской резни было сожжено множество домов армян и вся торговая часть, театр. В азербайджанском секторе сгорело около 80 домов. К началу 1907 года население города резко уменьшилось.
Согласно российским статистическим данным 1916 г., в Шуше проживало 43869 человек, из них 23396 составляли армяне (53 %) и 19121 — азербайджанцы (44 %)[62].
28 мая 1918 года Временный Национальный совет Азербайджана провозгласил создание самостоятельного государства — Азербайджанской Демократической Республики — на территории бывших Бакинской и Елизаветпольской губерний Российской империи, включая Карабах и Зангезур. Однако армянское население Карабаха и Зангезура категорически отказалось признать власть АДР. 22 июля 1918 г. в Шуше состоялся I съезд армян Карабаха, который провозгласил независимость Нагорного Карабаха и избрал своё собственное Народное правительство[63]. В сентябре 1918 г., на II съезде армян Карабаха, правительство было переименовано в Армянский национальный совет Карабаха.
Новому правительству, по оценке армянского населения, удалось навести порядок в охваченной анархией области: «разнузданных укротили, разбойников прогнали, шпионы армяне Азербайджана <так в тексте> были расстреляны. Жизнь стала входить в нормальное русло»[64]. В то же время в докладе члена Чрезвычайной следственной комиссии парламента АДР Н. Михайлова утверждалось, что именно в это время начались погромы мусульманского населения Шуши и Шушинского уезда со стороны армян. В докладе зафиксированы данные о более ста убитых мусульманах, включая женщин, стариков и детей. В докладе сообщается, что убийства мусульман сопровождались грабежами и хищением их имущества, поджогами домов и других построек[65].
Между тем правительство АДР попыталось подчинить себе Нагорный Карабах с помощью турецких войск, вторгшихся в Закавказье после подписания Брестского мира между Турцией и Советской Россией. Командующий турецкими войсками Нури-Паша предъявил Национальному совету Карабаха ультиматум о признании власти АДР, однако II съезд армян Карабаха, созванный 6 сентября 1918 г., отверг его. В сентябре Шуша была занята объединёнными азербайджанско-турецкими войсками, которые разоружили армянские части и произвели массовые аресты среди местной интеллигенции.
В конце 1918 г., после капитуляции Турции перед Антантой и ввода в Азербайджан английских войск, власть в Карабахе вновь перешла к Армянскому национальному совету (правительству) Карабаха.
15 января 1919 г. английское командование до окончательного решения спорных вопросов на Парижской мирной конференции утвердило генерал-губернатором Карабаха (c Зангезуром) назначенного азербайджанским правительством Хосров-бека Султанова. Султанов прибыл в Шушу 10 февраля 1919 г.
Национальный совет армян Карабаха отказался, однако, подчиниться Султанову, и в городе установилось фактическое двоевластие. 23 апреля в Шуше был созван V съезд армян Карабаха, который объявил «неприемлемой любую административную программу, имеющую хоть какую-то связь с Азербайджаном»[66].
4 июня 1919 г. азербайджанская армия попыталась занять армянские позиции и армянскую часть города. После перестрелки азербайджанцы были отбиты, и стороны разведены английскими сипами, под охраной которых три дня спустя азербайджанская часть была введена в армянский квартал и заняла казармы. Согласно утверждениям Национального совета армян Карабаха, Султанов отдавал прямые приказы о резне и погроме в армянских кварталах («можете делать всё, только не поджигать домов. Дома нам нужны»[67].
Одновременно с событиями в Шуше, азербайджанцы разгромили несколько армянских сел. 5 июня кочевники под предводительством Султан-бека Султанова (брата губернатора) полностью вырезали село Гайбаллу (армянск. Гайбалушен, было известно также как Кайбалукенд), находившееся, как особо отметили англичане, «непосредственно под Шушой на виду из дома Султанова». По данным англичан, из 700 жителей села в живых осталось 11 мужчин и 87 женщин и детей. Азербайджанский офицер, остановивший погромы двух армянских селений, был наказан Султановым. Основываясь на этих фактах, представитель английского командования полковник Клотерберг в своем докладе требовал отдачи Султанова под суд[68][69].
12 августа в Шуше открылся VII съезд армян Карабаха. Тогда Султанов приказал перекрыть тракт Шуша-Евлах и все ведущие в Нагорный Карабах дороги, навёл пушки на армянскую часть города и ультимативно потребовал в течение 48 часов признать власть Азербайджана[70]. Учитывая то, что английский гарнизон, готовясь к предстоящей эвакуации из Азербайджана, был выведен из Шуши, армяне оказались в безвыходном положении и 22 августа заключили соглашение, по которому Нагорный Карабах объявил, что считает себя «временно в пределах Азербайджанской Республики» (до окончательного решения вопроса на Парижской мирной конференции). Губернатор получал помощника-армянина и советников из 6 человек, из них трое армян и трое мусульман; армяне сохраняли самоуправление; Азербайджан имел право содержать гарнизоны в Шуше и Ханкенди только по штатам мирного времени; он не мог вводить войска в Нагорный Карабах иначе как с согласия Армянского национального совета; разоружение населения прекращалось до решения Парижской мирной конференции[71]. Впрочем, это касалось только По сообщению побывавшего в Карабахе британского журналиста Роберта Скотланд Лидделла, в регионе установился мир, какого, по словам жителей, не было никогда.[72]
Заключённое в августе 1919 года соглашение строго ограничило азербайджанское административное и военное присутствие в регионе и установило внутреннюю автономию Нагорного Карабаха. Однако, С самого начала 1920 года генерал-губернатор Хосров-бек Султанов в нарушение условий соглашения предпринял шаги по ужесточению блокады Карабаха — была увеличена численность азербайджанских вооружённых формирований в стратегически важных пунктах и организовано вооружение местного населения . 19 февраля Султанов категорически потребовал от Армянского национального совета Карабаха немедленно решить вопрос «окончательного вхождения Карабаха в Азербайджан как неразрывной экономической его части»[73]. Азербайджан приступил к концентрации вокруг Нагорного Карабаха своих войск и нерегулярных вооружённых отрядов. В Шушу в качестве военного советника прибыл турецкий генерал Халил-паша[74].
28 февраля — 4 марта в Шуше состоялся VIII съезд армян Карабаха, который отверг требование Султанова, обвинив губернатора в многочисленных нарушениях мирного соглашения, вводе войск в Карабах без разрешения Национального Совета и организации убийств армян[75].
Нарушение азербайджанской стороной условий августовского соглашения, по мнению Ричарда Ованнисяна, в конечном итоге и привело в конце марта 1920 года к неудачной попытке вооружённого восстания[76].
По данным министра внутренних дел АДР М. Векилова:
20 марта в Шуше двумя правительственными чиновниками, приставами-армянами, были введены в город около двадцати пяти вооружённых армян. К 22 марта число этих вооружённых лиц было доведено до двухсот человек. Такое же количество вооружённых лиц присоединилось к этому отряду из городских армян.[77] |
В ночь с 22 на 23 марта, во время празднования праздника Новруз, армянские вооружённые отряды напали на азербайджанские гарнизоны в Шуше, Аскеране и Ханкенди, пытаясь застать азербайджанцев врасплох.
В Шуше, однако, из-за несогласованных действий армянских отрядов азербайджанским войскам удалось организовать оборону Шушинской крепости, а с наступлением утра — нанести ответный удар по напавшим, после чего они при участии местных жителей-азербайджанцев устроили резню в армянских кварталах, что привело к массовой гибели и изгнанию всего армянского населения и уничтожению армянской части города в результате вспыхнувшего пожара. Нескольким тысячам жителей удалось, воспользовавшись густым туманом, бежать из города по Дашалтинской дороге в сторону Варанды. Среди жертв был и армянский епископ Ваган, повешенный азербайджанцами, и начальник городской полиции Аветис Тер-Гукасян, сожженный заживо.[78][79]
Мартовские события явились серьёзным ударом для Шуши. Численность её населения упала в несколько раз — с 67 тысяч до 9 тысяч (5,1 тысяч человек в 1926 году[80], 5597 человек в 1932 году[81]) и с тех пор так и не поднималась выше 17 тысяч в 1989 году (подробно см. История Нагорного Карабаха). Шуша потеряла свое былое значение; столицей Нагорно-Карабахской автономной области был выбран Степанакерт, Шуша же стала одним из районных центров.
В конце 1970-х на могиле поэта и государственного деятеля XVIII века Молла Панах Вагифа был воздвигнут мавзолей, на открытии которого присутствовал Гейдар Алиев[82][83].
В 1977 году постановлением Совета Министров Азербайджана Шуша была объявлена городом-заповедником[84].
По данным последней переписи населения, проводившейся в СССР в 1989 году, в Шуше проживало 17 тысяч человек; азербайджанцы составляли 98 % всего населения города. В мае 1988 года последние армянские жители были депортированы из Шуши, а уже осенью 1989 года были разрушены надгробные памятники армянского кладбища.[85]
2 сентября 1991 была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика. 23 сентября независимость провозгласила Армения. Азербайджан — 18 октября. С конца 1991 года город оказался в блокаде армянских сил. Зимой 1991—1992 годов из Шуши вёлся интенсивный обстрел Степанакерта, в том числе с применением установок «Град» и «Алазань»[86].
К весне того же года Шуша оставалась последним крупным населённым пунктом с азербайджанским населением на территории Нагорного Карабаха. С 8 мая по 9 мая 1992 года Шуша была взята армянами; население и гарнизон отступили в Лачин. В ходе штурма армянские силы использовали системы залпового огня «Град» и бронетехнику.[87] Взятие города сопровождалось мародерством и пожарами, а азербайджанское население города вынуждено было покинуть его.[88]
Подвергшийся бомбардировкам армянский собор в настоящее время полностью восстановлен. Сохранены также Верхняя мечеть Шуши, построенная в 1883, Нижняя мечеть и мечеть с одним минаретом (Молельный дом Саатлы) 19 в., ранее поврежденный минарет которой отреставрирован в 2004—2005 годах.[89] Одна из шушинских мечетей восстанавливается на средства зарубежной армянской благотворительной организации[90]. Бывший дом-музей оперного певца Бюльбюля (XIX в.) был поврежден в ходе войны[91][92]. Бронзовые бюсты Узеира Гаджибекова, Натаван и Бюль-Бюля были вывезены в Грузию на металлолом, где были выкуплены азербайджанскими властями[93] и в настоящее время выставлены во дворе музея искусств в Баку[94]. Фонд «Возрождение Шуши» выразил готовность установить бюст Натаван перед домом поэтессы, если азербайджанская сторона вернет его[90]. По данным азербайджанской газеты «Наш Дом» дом знаменитой Азербайджанской поэтессы, уроженки Шуши Хуршид-бану Натаван был сожжен[95]. В городе установлен памятник полководцу, бывшему премьер-министру Армении Вазгену Саркисяну. В Шуше проводится часть показов кинофестиваля «Золотой абрикос».[96]
В 2005 году население города составляло 3105 человек[97], в 2009 году — составляет около 3900 человек[98] , в основном беженцы из Азербайджана[99][100].
Начиная с 2009 года фонд «Hayastan All Armenian Fund» производит восстановительные работы коммунальных систем и разрушенных улицах города[101].
Мэром города является Авагимян Карен.
Шуша в 2009 году
Шуша в 2008 году
Телевизионная антенна в Шуше, 2009 год
Улицы Шуши
Улицы Шуши
Музыкальная школа, Шуша
Главная улица Шуши
Медаль «За освобождение Шуши»
Здание краеведческого музея, Шуша
Шуша является кандидатом на внесение в список объектов всемирного наследия Азербайджана.[104]
По данным переписи НКР в 2009 году в Шуше проживало 3900 человек.[98]
Таблица: Население Шуши[105]
Цифры по населению указаны в тыс. чел.
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
Шуши | 3,1 | 3,1 | 3,3 | 3,3 | 3,4 | 3,6 | 3,9 |
В Шуше учились основатель азербайджанской оперы Узеир Гаджибеков, оперный певец Бюль-Бюль, организатор нефтяной промышленности Сулейман Везиров и армянский национальный герой Никол Думан; там же долгое время жил и умер визирь Карабахского ханства, поэт — Молла Панах Вагиф. В Шуше провёл свои детские и юношеские годы известный армянский композитор и музыковед, дирижёр армянского симфонического оркестра Тбилиси — Григор Мирзаян Сюни, В Шуше родились: композитор Солтан Гаджибеков, поэтесса Хуршидбану Натаван (дочь последнего карабахского хана), русский генерал Иван Лазарев, Джаббар Каръягдыоглу , Хан Шушинский, один из основателей азербайджанского театра, публицист Наджаф-бек Везиров, писатели и драматурги Сулейман Сани Ахундов, Юсиф Везир Чеменземинли, Абдуррагим-бек Ахвердиев, генералы Риза Кули Мирза Каджар, Эмир Кязим Мирза Каджар, Аманулла Каджар, Шафи Хан Каджар и Фейзулла Мирза Каджар, министр в правительстве АДР Худадат-бек Мелик-Асланов, министр чёрной металлургии СССР Иван Тевосян, председатель Президиума Верховного Совета Армянской ССР Бабкен Саркисов, министр обороны Армении Сейран Оганян, Герой Советского Союза генерал-майор Халил Мамедов, основатель азербайджанского балета А. Бадалбейли, создатель азербайджанского варианта восточного музыкального инструмента — тара — Садыхджан, художник и поэт Мир Мохсун Навваб, педагог, поэт Гасаналиага хан Карадагский, знаменитый армянский скульптор Акоп Гюрджян, известный армянский историк рубежа XIX—XX веков Лео, видный деятель армянского национально-освободительного движения Христофор Оганян, народный артист СССР Вагарш Вагаршян, нарком торговли ЗСФСР Александр Бекзадян, советский разведчик Михаил Аллахвердов; уроженцем Шуши является лётчик-штурмовик, дважды герой Советского Союза Нельсон Степанян, погибший во время Великой Отечественной войны. Установленный в городе памятник герою был снесён в результате межэтнических столкновений в 1988 году[109]. В городе Шуше родились выдающийся армянский писатель Мурацан (псевдоним, настоящая фамилия Тер-Ованисян, 1854-1908 гг.), русский химик Николай Николаевич Зинин, один из основателей русской химической школы и Армен Леонович Тахтаджян, известный советский ботаник.
Когда стало известно, что Мухаммед Хасан хан Каджар стал самостоятельным [государем]…, опытные и предприимчивые советники Панах-хана, постоянно заботившиеся о делах правления, вновь [собрались] по указанию Панах-хана и держали такой совет: «За период времени, прошедший после смерти Надир-шаха [между нами и] Аликули-ханом и сардаром Амир Асланом существовали союзнические и дружественные отношения. Но теперь весьма возможно, что таких дружественных отношений не будет, кроме того, мы не имеем достаточной уверенности в отношении соседних ханов. Не исключена возможность, что они будут подстрекать Мухаммед Хасан хана и вместе с ним приступят к войне с нами. Тогда илаты и войска Карабага будут растоптаны кызылбашскими войсками и мы, не будучи в состоянии устоять в крепости Шахбулагы перед таким могущественным врагом и войсками соседних ханов, погибнем все до единого. Поэтому надо предотвратить событие, не ожидая, пока оно наступит. Крепость мы должны построить на веки вечные, среди гор, в непроходимом, неприступном месте, чтобы даже самый сильный враг не смог осадить её. Дорога к крепости с одной стороны должна быть открыта илатам, которые будут находиться в горах; не должна быть прервана связь [и] с магалами». Этими [своими] соображениями они поделились с Мелик Шахназар беком, который всегда был их доброжелателем. Вопрос о постройке Шушинской крепости был решён по его совету и указанию.
«Panah brought Melik Shahnazar into his service and installed himself in the melik’s domain of Varanda, forcing him to cede the fortress of Shosh, the future city of Shushi or Shusha.»
Однако крепость Боят оказалась слабозащищенной. Панах-хан перенес свою резиденцию в урочище Шахбулаг, расположенное у подножия Хачинского холма. Но и это место оказалось в климатическом и военно-стратегическом отношениях невыгодным. Представители карабахской знати, созванные на совет, говорили хану: «…наше государство имеет немало заядлых врагов, было бы благоразумно найти более защищенное и неприступное место». В 1751 г. закладывается новая крепость крепость — Панах-абад, окруженная скалой и высокими стенами. Новая резиденция быстро выросла в экономический центр Карабахского хамства и стала одним из крупных торговых и ремесленных городов Азербайджана. На развалинах древнего города Шуши, разрушенного монголами, возникла новая Шуша.
Описание: В верхней половине щита, в золотом поле, часть герба Каспийской области; в нижней, в зеленом поле, скачущий золотой конь, с Азиатским седлом и уздечкой; нижняя часть щита изображает, что в уезде разводится порода отличных лошадей (карабахи), выделываются азиатские седла и уздечки.
В г. Шуше, население которого в результате спровоцированного в 1920 г. партиями мусаватистов и дашнаков вооруженного столкновения резко сократилось (в 1926 г. в городе осталось всего 5,1 тыс. человек), произошло изменение соотношения этносов: азербайджанцев стало 90,0 %, армян 1,8 %12.
Весной 2000 года в полуразрушенной Шуше проживало менее трех тысяч человек — примерно одна десятая часть его прежнего населения. Большинство составляли неимущие армянские беженцы из Азербайджана.
Shusha, near Stepanakert, illustrates the problem. … Many inhabitants are Armenian refugees from Azerbaijan, living wretchedly in what remains of ransacked apartments.
|
||
---|---|---|
Столица: Баку Агдам1 | Агдаш | Агдере | Агджабеди | Аджигабул | Акстафа | Аскеран1 | Астара | Ахсу | Бабек | Барда | Бейлаган | Белоканы | Билясувар | Габала | Геокчай | Геранбой | Гёйгёль | Гёйтепе | Гобустан | Горадиз | Гянджа | Далимамедли | Дашкесан | Джалилабад | Джебраил1 | Джульфа | Евлах | Закаталы | Зангелан1 | Зардоб | Имишли | Исмаиллы | Казах | Кахи | Кедабек | Кельбаджар1 | Куба | Кубатлы1 | Кусары | Кюрдамир | Лачин1 | Ленкорань | Лерик | Лиман | Мараза | Масаллы | Мингечаур | Нафталан | Нахичевань | Нефтечала | Огуз | Ордубад | Саатлы | Сабирабад | Сальяны | Самух | Сиазань | Сумгаит | Тауз | Тертер | Уджары | Физули1 | Ханкенди1 | Хачмас | Ходжавенд1 | Ходжалы1 | Худат | Хызы | Хырдалан | Шабран | Шамкир | Шарур | Шахбуз | Шеки | Шемаха | Ширван | Шуша1 | Ярдымлы |
||
1населённый пункт контролируется непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой. |
Шуша.