12-10-2023
Джиллиан Эйрс | |
Gillian Ayres | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
Барнс, Кингстон-апон-Темс, |
Страна: | |
Жанр: | |
Стиль: | |
Влияние: | |
Звания: |
Офицер Ордена Британской империи (OBE), 1986 |
Премии: |
Джи́ллиан Э́йрс (англ. Gillian Ayres; 3 февраля 1930, Лондон— британская художница абстрактного направления второй половины XX-го — начала XXI века. Длящаяся более 60 лет карьера Джиллиан Эйрс отмечена трансформацией живописного метода; неизменными оставались повышенная экспрессивность исполнительской манеры и отказ от изобразительности, от жизнеподобия.
Эйрс — член Королевской академии художеств c 1991 года. [2]
В 2011 годе Джиллиан Эйрс произведена в командоры ордена Британской империи “за служение искусству”. [3]
Джиллиан Эйрс родилась 3 февраля 1930 в пригородном районе Лондона Барнс[en][4] в преуспевающей семье и была младшей из трёх сестёр. Родители Эйрс владели фабрикой, производящей головные уборы, точнее — кепки. [5]
В возрасте шести лет родители определили девочку в продвинутую начальную школу англ. школа Ибсток, в лондонском районе англ. Роухэмптон. В этом заведении культивировались идеалистические принципы немецкого педагога Фридриха Фрёбеля (1782—1852), основателя первых детских садов. В 1941 Эйрс была направлена в младшую англ. школу для девочек Сен-Пол, в районе Хаммерсмит; здесь, к своему одиннадцатому дню рождения, она наконец научилась читать.
Эйрс училась в англ. Колледже искусств Кэмберуэлл, Лондон (1946–1950). Система обучения искусству строилась здесь на ненавистном для Джиллиан принципе фигуративности.
Впоследствии, художница сама многие годы преподавала искусство в различных учебных заведениях Англии:
В 1981 художница обосновалась в Севере Уэльса. А с середины 1980-х живёт попеременно в Лондоне и в англ. Северном Корнуолле.
С 1964 по 1976 художница работает в технике акрила, использует также порошкообразные пигменты для достижения особой внутренней глубины цвета. В 1977 Эйрс переходит к масляной живописи, манипулируя с густой красочной массой, как с глиной: часто краска вдавливается в холст рукой, что усиливает эффект физического присутствия.
В поздних работах видна декоративность, даже упрощённость, отдающая детской наивностью. [7] При этом — безшибочное чувство ритма и точность, как в выборе формата (с конца 1970-х Эйрс всё чаще выбирает квадратные, а также близкие к квадрату и даже круглые холсты), так и в выявлении ритмического модуля.
В мае 2004 года на лондонских складах британской компании англ. Momart, специализирующейся на хранении и перевозке произведений искусства, случился пожар. Сгорели ценные работы художников YBA из коллекции Чарльза Саатчи (авторства братьев Чепмен, Трейси Эмин, Дэмиена Херста). Здесь же хранились 8 собственных картин Джиллиан Эйрс и 12 — принадлежавших её подруге, писателю и коллекционеру англ. Ширли Конран; эти работы также погибли в огне [8].
|
Эйрс, Джиллиан.