20-10-2023
Жезловая система — способ связи при движении поездов на однопутных участках железных дорог. Жезловая система обеспечивает безопасность движения, исключая одновременное пребывание на перегоне более одного поезда.
Содержание |
Жезловую систему при движении поездов на однопутных участках впервые в 1849 г. предложил английский инженер Генри Уудгоузон: единственный жезл, вручаемый машинисту, давал право проезда через Стендинский тоннель.
На каждой из станций, ограничивающих перегон, находятся жезловые аппараты, в которые вложены специальные металлические жезлы в количестве 20-40 штук. Жезлы служат разрешением на занятие соответствующего ему перегона[1]. Жезловые аппараты связаны между собой электрической линией связи, жезлы из аппарата могут быть извлечены только при свободном перегоне (четное количество жезлов в сумме в двух аппаратах[1]) и при получении тока с соседней станции (получение согласия).
Машинист локомотива получает жезл от дежурного по станции отправления и обязан отдать дежурному по станции прибытия. Машинист обязан убедиться в принадлежности жезла к перегону на который отправляется поезд. Дежурный по станции прибытия получив жезл, вращением рукоятки индуктора посылает электрический ток в аппарат станции отправления, давая разрешение на занятие перегона следующим поездом.
Устройства электрожезловой системы не должны допускать изъятия из жезловых аппаратов одновременно более одного жезла[1]
Жезл представляет собой металлический цилиндр с выступами в виде колец, препятствующими извлечению из жезлового аппарата. Для каждого перегона формы колец разные, что исключает возможность использования жезлов с другого перегона. На участках с электрожезловой системой, где регулярно практикуется подталкивание до следующей станции, жезл выполняется в виде двух развинчивающихся частей — собственно жезла и билета. Развинчивающиеся жезлы применяются также в условиях организации движения поездов с разграничением временем[1], при этом машинисту первого поезда выдаётся «билет», а машинисту поезда, отправляющегося вслед, часть жезла с надписью «жезла». На каждом жезле выбиты порядковый номер, серия и наименование станций, ограничивающих перегон.[1]
Ключ-жезл — ключ, выдаваемый машинисту толкача или другим поездам (путевые машины и др.), который должен будет вернуться на станцию отправления. При применении на перегоне ключа-жезла, без него извлечь из жезлового аппарата жезл невозможно, поэтому использовать жезлы без пропуска их через жезловый аппарат запрещается (то есть жезл, отданный машинистом, на станции прибытия, должен быть вложен в жезловый аппарат, и только потом может быть извлечён новый жезл для другого поезда).
Аппараты системы Вэбба-Томпсона
Аппарат системы Трегера
Жезлоподаватель — простейшее устройство, позволяющее организовать безостановочное сквозное проследование станции поездами при использовании, представляющее собой проволочное кольцо диаметром 30-50 сантиметров на длинной ручке с пружинным держателем для жезла[2]
Жезлообмениватель — это устройство, ускоряющее при безостановочном сквозном проследовании станции процесс обмена жезлами.[2]
Засулаукс - Лачупе - Болдерая
Это заготовка статьи о железнодорожном транспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Электрожезловая система.