Lt304888.ru

Туристические услуги

Электрожезловая система

20-10-2023

Жезловый аппарат

Жезловая система — способ связи при движении поездов на однопутных участках железных дорог. Жезловая система обеспечивает безопасность движения, исключая одновременное пребывание на перегоне более одного поезда.

Содержание

История

Жезловую систему при движении поездов на однопутных участках впервые в 1849 г. предложил английский инженер Генри Уудгоузон: единственный жезл, вручаемый машинисту, давал право проезда через Стендинский тоннель.

Принцип работы

На каждой из станций, ограничивающих перегон, находятся жезловые аппараты, в которые вложены специальные металлические жезлы в количестве 20-40 штук. Жезлы служат разрешением на занятие соответствующего ему перегона[1]. Жезловые аппараты связаны между собой электрической линией связи, жезлы из аппарата могут быть извлечены только при свободном перегоне (четное количество жезлов в сумме в двух аппаратах[1]) и при получении тока с соседней станции (получение согласия).

Машинист локомотива получает жезл от дежурного по станции отправления и обязан отдать дежурному по станции прибытия. Машинист обязан убедиться в принадлежности жезла к перегону на который отправляется поезд. Дежурный по станции прибытия получив жезл, вращением рукоятки индуктора посылает электрический ток в аппарат станции отправления, давая разрешение на занятие перегона следующим поездом.

Технические устройства

Устройства электрожезловой системы не должны допускать изъятия из жезловых аппаратов одновременно более одного жезла[1]

Жезл

Жезл представляет собой металлический цилиндр с выступами в виде колец, препятствующими извлечению из жезлового аппарата. Для каждого перегона формы колец разные, что исключает возможность использования жезлов с другого перегона. На участках с электрожезловой системой, где регулярно практикуется подталкивание до следующей станции, жезл выполняется в виде двух развинчивающихся частей — собственно жезла и билета. Развинчивающиеся жезлы применяются также в условиях организации движения поездов с разграничением временем[1], при этом машинисту первого поезда выдаётся «билет», а машинисту поезда, отправляющегося вслед, часть жезла с надписью «жезла». На каждом жезле выбиты порядковый номер, серия и наименование станций, ограничивающих перегон.[1]

Ключ-жезл — ключ, выдаваемый машинисту толкача или другим поездам (путевые машины и др.), который должен будет вернуться на станцию отправления. При применении на перегоне ключа-жезла, без него извлечь из жезлового аппарата жезл невозможно, поэтому использовать жезлы без пропуска их через жезловый аппарат запрещается (то есть жезл, отданный машинистом, на станции прибытия, должен быть вложен в жезловый аппарат, и только потом может быть извлечён новый жезл для другого поезда).

Жезловые аппараты

  • система Вэбба-Томпсона
  • система Трегера

Жезлоподаватель

Жезлоподаватель — простейшее устройство, позволяющее организовать безостановочное сквозное проследование станции поездами при использовании, представляющее собой проволочное кольцо диаметром 30-50 сантиметров на длинной ручке с пружинным держателем для жезла[2]

Жезлообмениватель

Жезлообмениватель — это устройство, ускоряющее при безостановочном сквозном проследовании станции процесс обмена жезлами.[2]

Участки

Северная железная дорога

  • Чум — Лабытнанги

Октябрьская железная дорога

  • Ручьи-Карельские — Алакуртти (на 29.09.2009)[3]
  • Олонец — Янисъярви [3]
  • Торжок — Соблаго [3]
  • Кабожа — Подборовье [3]

Дальневосточная железная дорога

  • Участков нет

Сахалинская железная дорога

  • Участков нет

Латвийская железная дорога

Засулаукс - Лачупе - Болдерая

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Инструкция по движению поездов и маневровой работе Глава 4
  2. ↑ ДЖД. Толковый словарь. Электрожезловая система
  3. ↑ Форум Parovoz.com

Ссылки

Электрожезловая система.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01