15-10-2023
Мирза Кадым Эривани | |
азерб. Mirzə Qədim İrəvani | |
Имя при рождении: |
Кадым Мамед-Гусейн оглы |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Жанр: | |
Стиль: | |
Влияние на: | |
Работы на Викискладе |
Мирза Кадым Эривани (азерб. Mirzə Qədim İrəvani) — азербайджанский художник-орнаменталист и портретист, основоположник азербайджанской станковой живописи, в творчестве которого намечается важный перелом в азербайджанском изобразительном искусстве нового времени.
Он известен в основном своими рисунками-трафаретами для вышивки, стенными росписями, ювелирными изделиями, работами, выполненными в лаковой живописи, а также живописи на стекле. Наиболее известны такие его работы как портреты «сидящей женщины», «молодого человека», «Фетхали шаха», а также выполненные в 50-х четыре крупных портрета маслом на стенах дворца Эриванских сардаров (наместников).
Содержание |
Кадым Мамед-Гусейн оглы родился в 1825 году в городе Эривань, Эриванского ханства. Не получив профессионального художественного образования, Мирза Кадым приобрёл широкую известность благодаря своему прирождённому вкусу и таланту[1]. Эривани помимо художественной деятельности тридцать пять лет проработал на почте, где он занимал должность телеграфиста.
Творчество Мирзы Кадыма Эривани свидетельствует о зарождении станковых форм в азербайджанском искусстве. Но некоторые его произведения, например хранящиеся сегодня в Баку, в Азербайджанском музее искусств им. Р. Мустафаева акварельные портреты сидящей женщины и молодого человека, которых он выполнил в середине XIX века, ещё крепко связаны с традициями восточной средневековой миниатюры.
Художник выражал яркий интерес внешнему облику человека. Он изображал его не на условном плоскостном фоне, а в трёхмерном пространстве конкретного интерьера. Такое применение объёмно-пластической моделировки формы и передача сходства с моделью свидетельствовало о важном переломе, которое наметилось в азербайджанском искусстве нового времени[2], о преодолении в нём традиций условности и плоскостности изображения[3].
Среди произведений Мирзы Гадима Эривани известны изображения во Дворце Сардара в городе Эривань, в том числе четыре портрета: «Фетх Али-шаха», «Аббас Мирзы», «Мах Таллят ханым» и «Веджуллах Мирзы». Кроме этих произведений был выполнен также портрет неизвестного «Воина». Но дворец был разрушен в 1914 году (были уничтожены в числе прочих четыре портрета крупного размера, сделанных на стенах дворца), и изображения портретов дошли до нас лишь в виде фотографий.
Известны также такие его произведения, как «Танцовщица» (азерб. Rəqqasə), «Дервиш», «Силач» (азерб. Pəhlivan), «Кавалерист» (азерб. Süvari).
Портреты во Дворце Сардара в городе Эривань
"Портрет сидящей женщины". Темпера. 1870-е гг. Азербайджанский музей искусств имени Р. Мустафаева. Баку.
Эривани, Мирза Кадым Мамед-Гусейн оглы.