Lt304888.ru

Туристические услуги

Эривани, Мирза Кадым Мамед-Гусейн оглы

15-10-2023

Мирза Кадым Эривани
азерб. Mirzə Qədim İrəvani
Имя при рождении:

Кадым Мамед-Гусейн оглы

Дата рождения:

1825 год(1825)

Место рождения:

Эривань, Эриванское ханство

Дата смерти:

1875 год(1875)

Место смерти:

Эривань, Эриванская губерния, Российская империя

Жанр:

художник

Стиль:

станковая живопись

Влияние на:

азербайджанское изобразительное искусство

Работы на Викискладе

Мирза Кадым Эривани (азерб. Mirzə Qədim İrəvani) — азербайджанский художник-орнаменталист и портретист, основоположник азербайджанской станковой живописи, в творчестве которого намечается важный перелом в азербайджанском изобразительном искусстве нового времени.

Он известен в основном своими рисунками-трафаретами для вышивки, стенными росписями, ювелирными изделиями, работами, выполненными в лаковой живописи, а также живописи на стекле. Наиболее известны такие его работы как портреты «сидящей женщины», «молодого человека», «Фетхали шаха», а также выполненные в 50-х четыре крупных портрета маслом на стенах дворца Эриванских сардаров (наместников).

Содержание

Биография

Кадым Мамед-Гусейн оглы родился в 1825 году в городе Эривань, Эриванского ханства. Не получив профессионального художественного образования, Мирза Кадым приобрёл широкую известность благодаря своему прирождённому вкусу и таланту[1]. Эривани помимо художественной деятельности тридцать пять лет проработал на почте, где он занимал должность телеграфиста.

Творчество

Творчество Мирзы Кадыма Эривани свидетельствует о зарождении станковых форм в азербайджанском искусстве. Но некоторые его произведения, например хранящиеся сегодня в Баку, в Азербайджанском музее искусств им. Р. Мустафаева акварельные портреты сидящей женщины и молодого человека, которых он выполнил в середине XIX века, ещё крепко связаны с традициями восточной средневековой миниатюры.

Художник выражал яркий интерес внешнему облику человека. Он изображал его не на условном плоскостном фоне, а в трёхмерном пространстве конкретного интерьера. Такое применение объёмно-пластической моделировки формы и передача сходства с моделью свидетельствовало о важном переломе, которое наметилось в азербайджанском искусстве нового времени[2], о преодолении в нём традиций условности и плоскостности изображения[3].

Среди произведений Мирзы Гадима Эривани известны изображения во Дворце Сардара в городе Эривань, в том числе четыре портрета: «Фетх Али-шаха», «Аббас Мирзы», «Мах Таллят ханым» и «Веджуллах Мирзы». Кроме этих произведений был выполнен также портрет неизвестного «Воина». Но дворец был разрушен в 1914 году (были уничтожены в числе прочих четыре портрета крупного размера, сделанных на стенах дворца), и изображения портретов дошли до нас лишь в виде фотографий.

Известны также такие его произведения, как «Танцовщица» (азерб. Rəqqasə), «Дервиш», «Силач» (азерб. Pəhlivan), «Кавалерист» (азерб. Süvari).

Галерея


См. также

Примечания

  1. Творчество М.К.Эривани нашедшее отражение в исследованиях К.Керимова. (русский).
  2. Всеобщая история искусств / Под общ. ред. Б.В. Веймарна, Ю.Д. Колпинского. — М.: Искусство, 1964. — Т. 5.
  3. Эривани Мирза Кадым Мамед-Гусейн оглы (русский).

Ссылки

  • Гюнай Гафарова Творчество М.К.Эривани нашедшее отражение в исследованиях К.Керимова. (русский).
  • Большая Советская Энциклопедия Эривани Мирза Кадым Мамед-Гусейн оглы (русский).

Литература

  • Популярная художественная энциклопедия / Под ред. Полевого В. М.. — Советская энциклопедия, 1986.
  • Миклашевская Н. М. Художники XIX в. Мирза Кадым Эривани и Мир Мохсун Навваб // Искусство Азербайджана / Под ред. Полевого В. М.. — Баку, 1954. — Т. т. 4.

Эривани, Мирза Кадым Мамед-Гусейн оглы.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01