«Эрмитаж 20/21» — проект музея «Государственный Эрмитаж», ставящий целью привлечение внимания к произведениям современного искусства. О запуске проекта официально объявлено в 2007 году. С 2009 функции проекта взял на себя вновь созданный Сектор современного искусства (с 2012 — Отдел современного искусства), в задачи которого входит формирование коллекции и проведение временных выставок. Руководитель проекта — Д. Ю. Озерков (с 2007 по наст. время). В основе проекта лежит принцип диалога старого и нового искусства.
Постоянная экспозиция Отдела современного искусства располагается в здании Главного штаба и включает инсталляцию Ильи и Эмилии Кабаковых «Красный вагон» и «комнаты художников» (по состоянию на 20 октября 2016 года для публики открыты четыре комнаты — Жака Липшица, Кабакова, Пригова и Штейнберга). С лета 2014 на постоянной основе в Главном Штабе также выставлены холсты Матисса, включая «Танец» и «Музыку», «Композиция #6» Кандинского и «Черный квадрат» Малевича.
Временные выставки (хронология)
Выставки вызвали неоднозначную реакцию — от восторгов по поводу сочетания новых экспонатов со старыми интерьерами до неприятия новой инициативы Эрмитажа в целом.
2007: «Америка сегодня: выбор Каталог. Кураторы — Норман Розенталь и Дмитрий Озерков.
2008: «Чак Клоуз: Семь портретов». Каталог. Куратор — Дмитрий Озерков.
В марте 2015 объявлено о создании к 2018 году центра «Эрмитаж 20/21 Москва», который планируется создать на бывшей территории Завода имени Лихачева.
Интересные факты
На первую выставку Проекта «Эрмитаж 20/21» «Америка сегодня. Выбор Саатчи» Аркадий Ипполитов откликнулся пародийным рассказом «Выбор Даачи», опубликованным им в книге «Вчера. Сегодня. Никогда» (СПб.: Амфора, 2008).
Организованная Проектом Эрмитаж 20/21 выставка «Манифеста 10» стала одной из самых посещаемых временных выставок современного искусства в мире: её аудитория составила 1.389.935 человек[1]. Выставку Сантьяго Калатравы посетили 700.000 человек.
Выставка Захи Хадид стала первой выставкой архитектора в России и последней прижизненной ретроспективой.