20-10-2023
К-535 «Юрий Долгорукий» | ||
---|---|---|
|
||
|
||
Юрий Долгорукий на испытаниях в Северодвинске | ||
История корабля | ||
Государство флага | Россия | |
Спуск на воду | 12 февраля 2008 | |
Современный статус | проходит ходовые испытания | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | РПКСН 4 поколения | |
Обозначение проекта | 955 «Борей» | |
Классификация НАТО | «Borei» | |
Скорость (надводная) | 15 узлов | |
Скорость (подводная) | 29 узлов | |
Рабочая глубина погружения | 400 м | |
Предельная глубина погружения | 450 м | |
Автономность плавания | 90 суток | |
Экипаж | 107 человек | |
Стоимость | 23 млрд рублей | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 14 720 т | |
Водоизмещение подводное | 24 000 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 170 м | |
Ширина корпуса наиб. | 13.5 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 10 м | |
Силовая установка | ||
|
||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
6 ТА калибра 533 мм, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты. | |
Ракетное вооружение | Р-30 (SS-NX-30) «Булава» Количество ракет: 16 |
|
ПВО | ПЗРК | |
Изображения на Викискладе |
К-535 «Юрий Долгорукий»[1] — российская атомная подводная лодка стратегического назначения, относящаяся к 4-му поколению. Головной корабль проекта 955 «Борей», получил имя в честь князя Юрия Владимировича Долгорукого, считающегося основателем Москвы.
Содержание |
Первая подводная лодка проекта 955 была зачислена в списки кораблей ВМФ России 19 августа 1995 года под именем «Санкт-Петербург»[2]. 1 мая 1996 года корабль сменил имя и стал называться «Юрий Долгорукий». Под этим именем субмарина и была заложена 2 ноября 1996 года в стапельном цехе № 55 ФГУП «ПО „Севмаш“», в городе Северодвинске. В связи с недостаточным финансированием и изменениями в проекте, формирование прочного корпуса было завершено в основном лишь к 2005 году. В подобных условиях для ускорения строительства был использован задел ПЛ проекта 971 «Щука-Б» К-137 «Кугуар». С этого времени велись активные работы по достройке корабля. Экипаж сформирован 5 сентября 2003 года[3].
Вывод из цеха состоялся 15 апреля 2007 года. В тот же день в освобожденном стапельном корпусе состоялась торжественная церемония закладки корпуса первой в мире плавучей АЭС,[4] однако, в 2008 году, после того как Севмаш перенёс сроки сдачи на пять месяцев — «Росатом» передал заказ на плавучую АЭС на Балтийский завод[5][6].
12 февраля 2008 года АПЛ была спущена из плавучего дока на воду и поставлена у достроечной стенки[7][8]. На строительство лодки было потрачено 23 миллиарда рублей, из них 5 млрд в 2007 году.
В апреле 2008 года готовность составляла 94 % (выход в море возможен при готовности 91 %).[9]
21 ноября на подводной лодке был запущен ядерный реактор[10]
В марте 2009 начались швартовные испытания.[11]
19 июня 2009 года АПЛ отправилась на ходовые испытания, которые продлились до 10 июля[12]. На испытания подводная лодка вышла под командованием капитана I ранга Владимира Ширина, сменившего на этом посту капитана I ранга Константина Митькина[13]. Результаты ходовых испытаний признаны успешными: проверены ходовые качества подводной лодки, работа атомного реактора, электронные системы.
В начале августа успешно завершился второй этап испытаний.[14][15]
В середине ноября крейсер вернулся с очередных заводских испытаний.[16][17] По словам заместителя начальника производства № 1, начальника отдела № 5 В. А. Прокофьева план выхода был «в основном выполнен».[16] Также отмечалось, что во время испытаний возникли вопросы, которые сразу решить не удалось.[16]
В середине декабря крейсер вышел на очередной этап ходовых испытаний в Белом море.[18]
Планировалось, что для передачи крейсера флоту потребуется провести пять-шесть выходов в море.[14]
В мае 2011 года подводная лодка была выведена из эллинга завода «Севмаш», где она проходила «подготовку к завершающим этапам государственных ходовых испытаний».[19]
В середине июня завершились первые морские испытания, предусмотренные на 2011 год.[20] Из похода «Юрий Долгорукий» вернулся вместе с ТРПКСН «Дмитрий Донской».[20]
В ноябре 2008 года стрельбы основным вооружением планировались на март 2009 года[21], но в 2009 году было произведено только 2 запуска с АПЛ «Дмитрий Донской» и все они завершились неудачно.
В 2010 году на лето было запланировано не менее двух запусков с АПЛ «Дмитрий Донской».[22] В случае успешного проведения испытаний запуски должны были продолжиться осенью с АПЛ «Юрий Долгорукий».[22] В случае успешного одиночного запуска должны были провести залповый пуск.[22]
В октябре 2010 года «Юрий Долгорукий» осуществил выход на полигон в Белом море для учебных пусков торпед и проверок бортовых систем. Первый пуск «Булавы» с К-535 планировалось осуществить до конца 2010 года, причём перед этим корабль должен был впервые выполнить торпедные стрельбы.[23]
28 июня 2011 года лодка выполнила первый пуск БРПЛ «Булава». Пятнадцатый испытательный пуск ракеты прошел успешно.[24]. 27 августа 2011 года и 28 октября 2011 года были произведены шестнадцатое и семнадцатое испытание межконтинентальной баллистической ракеты «Булава», которые также прошли успешно. 23 декабря 2011 года был успешно осуществлен залповый пуск двух ракет «Булава» по полигону Кура.[25]
По данным газеты «Правда Севера», «Юрий Долгорукий» после завершения испытаний и принятия на вооружение ракеты «Булава» должен был быть передан Тихоокеанскому флоту[26] в 2011 году[27], но затем сроки сдвинулись на лето 2012 года.[28] Под подводные лодки проекта 955 «Борей» на военно-морской базе в Вилючинске уже «модернизировали основную часть инфраструктуры — начиная от пирсовой зоны и заканчивая учебным центром».[26]
Юрий Долгорукий (подводная лодка).