08-07-2023
AVE (сокращение от исп. Alta Velocidad Española) — торговая марка компании-оператора Испанских железных дорог Ренфе-Операдора, созданная для предоставления услуг высокоскоростного железнодорожного транспорта в стране. Название переводится буквально Испанский высокоскоростной (транспорт), аббревиатура одновременно обыгрывает слово Аве исп. Ave — Птица, которая изображена на логотипе компании. Перевозки осуществляются по специально построенным линиям стандартной европейской колеи 1435 мм со скоростью до 330 км/ч.
Содержание |
Проект новой линии, соединяющей Кастилию с Андалусией и призванной оживить застойную экономику юга Испании, получил название NAFA (исп. Nuevo Acceso Ferroviario Andalucia — Новое железнодорожное сообщение с Андалусией). Линия была открыта 14 апреля 1992 года к выставке Экспо 92 проходящей в Севилье. Семь дней спустя — 21 апреля 1992 года началась коммерческая эксплуатация линии рейсами из Мадрида в Севилью и обратно с остановками в Кордове, Пуэртольяно и Сьюдад-Реаль. В октябре 1992 года РЕНФЕ запустила проезда AVE Lanzadera между Мадридом, Пуэртольяно и Сьюдад-Реаль.
23 апреля 1993 года поезд AVE Серии 100 при тестовом проезде достиг рекордной скорости 356,8 км/ч, что в 1994 году позволило перейти к эксплуатации линии на скорости 300 км/ч.
В 1999 году начато проектирование выхода линии AVE на побережье Коста-дель-Соль строительством линии Кордова — Малага.
Первый участок строительства линии европейской колеи от Мадрида до французской границы Мадрид — Сарагоса — Лерида завершается в 2003 году с запуском в коммерческую эксплуатацию 11 октября 2003 дальних поездов AVE соединяющих эти города с городами Ебес, Гвадалахара и Калатаюд. Из-за неготовности линии и техники к системе сигнализации ERTMS в первые годы движение по линии было ограничено скоростью 200 км/ч. Эта линия является первой в Испании электрифицированной переменным током 50 Гц 25 кВ.
С декабря 2004 года для путешествий на средние расстояния по высокоскоростным линиям Испании были запущены поезда Серии 104 под маркой Avant по маршрутам Севилья — Кордоба, Мадрид — Сьюдад-Реаль — Пуэртольяно (заменив поезда AVE Shuttle). Строительство 21 км высокоскоростной линии до Толедо и открытием движения поездами Avant в ноябре 2005 года позволяет добраться от Мадрида за 30 минут.
В мае 2006 года на линии Мадрид — Сарагоса — Лерида увеличена скорость движения поездов AVE Серии 102 от 200 км/ч до 250 км/ч, благодаря запуску в эксплуатацию 1 уровня системы сигнализации и автоматического вождения поездов ЕРТМС, совместимой с системами Франции и остальной Европы. С 17 октября того же года скорость увеличена до 280 км/ч, в августе 2007 до 300 км/ч, для достижения скорости в 350 км/ч необходима ЕРТМС 2-го уровня.
16 декабря 2006 года открыт участок Кордова — Антекера будущей линии Мадрид — Кордова — Малага, включающий станции Пуэнте-Хениль-Эррера и Антекера Санта-Ана Это позволило сократить время в пути между Мадридом и Альхесирас и открыть новый маршрут к Гранаде. Через два дня открыт участок Камп-де-Таррагона — Лерида линии Мадрид — Барселона к французской границе.
22 декабря 2007 года открыта линия Мадрид — Сеговия — Вальядолид, а на следующий день открыт оставшийся участок линии Кордова — Малага (от Антекеры до Малаги).
Первоначально запланированное на 21 декабря 2007 года только 20 февраля 2008 года состоялось открытие высокоскоростной линии между Мадридом и Барселоной в эксплуатацию — время в пути занимает 2 часа 38 минут.
В отличие от остальной сети испанских железных дорог с шириной колеи 1668 мм (иберийская колея), AVE построена со стандартной европейской колеёй 1435 мм, что делает возможным соединение с высокоскоростными системами за пределами Испании в будущем (например TGV во Франции). На линии от Мадрида до Севильи компания-оператор гарантирует исключительную для дальних пассажирских перевозок Испании пунктуальность — прибытие в пункт назначения с опозданием не более пяти минут, предлагая в противном случае полный возврат средств за билет [1] (на других линиях время гарантированного прибытия может быть иным).
AVE.