12-10-2023
Batillus | ||
---|---|---|
|
||
Batillus на верфи в Сен-Назер. | ||
Основная информация | ||
Тип | Танкер | |
Государство | Франция | |
Порт приписки | Фос-сюр-Мер | |
Номер ИМО | 7360095[1] | |
Владелец | Societe Maritime Shell, Франция | |
Верфь | Chantiers de l’Atlantique | |
Спущено на воду | 25 июня 1976 | |
Введено в эксплуатацию | 1976 | |
Выведено из состава флота | 1983 | |
Современный статус | Утилизирован | |
Параметры | ||
Длина | 414,22 м | |
Ширина | 63,01 м | |
Средняя осадка | 28,5 м | |
Водоизмещение | 553 662 т | |
Технические данные | ||
Силовая установка | Четыре паровые турбины «Stal Laval» мощностью по 64 800 л. с.[2] |
|
Винты | 2 пятилопастных | |
Скорость | 16 узлов | |
Экипаж | 26 человек |
Batillus — супертанкер, построенный в 1976 году на верфи Chantiers de l'Atlantique в городе Сен-Назер для компании Royal Dutch Shell. Является первым судном класса Batillus, который включает в себя суда Bellamya, Pierre Guillaumat и Prairial. По своим размерам Batillus считается самым большим танкером в мире, так как Knock Nevis (бывший Jahre Viking, Happy Giant и Seawise Giant) изначально был заложен с меньшим водоизмещением и его тоннаж увеличивался в процессе функционирования[3].
Контракт на постройку супертанкеров класса Batillus был подписан 6 апреля 1971 года[4], первый лист металла был привезён в январе 1975 (всего на строительство было затрачено около 70 000 тонн). Строительство судна началось в эпоху нефтяного кризиса вызванного Войной судного дня в октябре 1973 года, повлекшую за собой рост цен на нефть и сокращение её поставок в развитые страны. В связи с этим руководство Shell серьёзно рассматривало вопрос об отмене заказа на строительство. Однако в виду того, что отмена заказа повлекла бы за собой тяжелые финансовые и социальные последствия для завода, а работы по строительству были значительно продвинуты, было принято решение о продолжении строительства[4].
Строительство танкера было окончено в 1976 году, одновременно с новым терминалом в нефтехранилище Антифер, вблизи города Гавр, одним из не многих в мире, способных принимать суда класса Batillus. В общей сложности, судно выполнило 25 рейсов, из них 24 между Персидским заливом и северной Европой и один между северной Европой и островом Кюрасао[4].
Хотя с 1977 по 1980 год Batillus выполнял в среднем пять рейсов в год, что считалось нормальным режимом работы, от него требовалось больше, чем два рейса в 1982 году и три в 1983. С начала ноября 1982 года, по июнь 1983 года, судно находилось в Персидском заливе в ожидании загрузки. С 22 августа 1983 года, по 8 ноября 1985 года Batillus простаивал в порту Вестнес, в Норвегии[4]. 17 октября 1985 года руководство Royal Dutch Shell приняло решение о продаже судна на слом, по цене 8 000 000 $. Cвой последний рейс танкер выполнил из порта норвежского порта Вестнес в Тайваньский порт Гаосюн, куда он прибыл 28 ноября 1985 года, где и был порезан на слом[4].
Максимальная длина судна — 414,22 метра, максимальная ширина — 63,01 метра, осадка — 28,5 метра, дедвейт — 553 662 тонны, водоизмещение — 275 276 тонн. Силовая установка судна представлена четырьмя паровыми турбинами «Stal Laval», передающих вращение на два пятилопастных гребных винта диаметром 8,5 метров[3]. Судно развивало скорость 16 узлов, при суточном расходе топлива 335,5 тонн[5], при этом автономность плавания составляла 42 суток.
Груз перевозился в 40 цистернах, общим объёмом 677 300 м³, разделённые на не зависимые центральные и боковые цистерны. Данная конфигурация позволяла перевозить сразу несколько сортов нефти[3], а также снижала опасность загрязнения окружающей среды в случае аварии. Согласно мировым стандартам того времени, максимальный объём боковых цестерн не мог превышать 17 000 м³ и 9000 м³ для носовых[4]. Для перекачки нефти на судне было предусмотрено четыре насоса общей подачей 24 000 м³ в час.
Batillus (супертанкер).