23-10-2023
«Чифтен» Mk 3 | |
Chieftain Mk 1 | |
---|---|
Классификация | основной боевой танк |
Боевая масса, т | 51 |
Компоновочная схема | классическая |
Экипаж, чел. | 4 |
История | |
Годы производства | 1965—1983 |
Годы эксплуатации | с 1966 |
Количество выпущенных, шт. | 2265 |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина с пушкой вперёд, мм | 10 800 |
Ширина корпуса, мм | 3500 |
Высота, мм | 2640 |
Клиренс, мм | 510 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная литая и катаная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 35 / 82° |
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 85 / 72° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 76 / 45° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 50 / 30° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 38 / 10° + 13 / 0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 35 / 6° |
Корма корпуса (низ), мм/град. | 25 / 62° |
Днище, мм | 16 |
Крыша корпуса, мм | 20—35 |
Лоб башни, мм/град. | 125—140 / 60° |
Борт башни, мм/град. | 120—196 / 25—35° |
Корма башни, мм/град. | 35 |
Крыша башни, мм | 25—45 / 80—90° |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 120-мм L11A5 |
Тип пушки | нарезная |
Длина ствола, калибров | 55 |
Боекомплект пушки | 64 |
Пулемёты | 1 × 12,7-мм L21A1, 1 × 7,62-мм L8A1, 1 × 7,62-мм L37A1 |
Подвижность | |
Тип двигателя | вертикально-оппозитный 6-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 585 |
Скорость по шоссе, км/ч | 48 |
Скорость по пересечённой местности, км/ч | 30 |
Запас хода по шоссе, км | 300 |
Удельная мощность, л. с./т | 11,5 |
Тип подвески | тип Хорстман |
Преодолеваемый подъём, град. | 30 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,9 |
Преодолеваемый ров, м | 3,15 |
Преодолеваемый брод, м | 1 (4,5 с ОПВТ) |
«Чи́фтен» (англ. Chieftain, рус. Вождь) — основной боевой танк производства Великобритании, состоявший на вооружении армии Соединённого Королевства в 60-х и 70-х годах XX века. Сочетая в себе высокую огневую мощь с мощным бронированием, «Чифтен» считался специалистами одним из сильнейших западных танков того времени. На этой машине также впервые было установлено полулежачее кресло водителя — конструкция, позволившая значительно снизить высоту танка.
Содержание |
Танки «Чифтен» явились логическим продолжением линии танков «Центурион», хорошо зарекомендовавших себя в различных военных конфликтах. Вторая мировая война привела к серьёзным изменениям в британской военной доктрине. В частности, после столкновений с хорошо защищёнными немецкими танками англичане поняли, что нельзя пренебрегать огневой мощью и бронированием в угоду маневренности.
Компания «Лейленд», вовлечённая в производство танка «Центурион», учла эти выводы при разработке прототипов дизайна нового танка, которые были затем отправлены в Военное министерство Великобритании. В начале 1960-х новый дизайн был утверждён, и в 1967 году в производство поступила первая модификация машины. Танк «Чифтен» был разработан так, чтобы быть настолько защищённой машиной, насколько это только возможно. Огневая мощь также была поставлена во главу угла: на танке была установлена мощная нарезная 120-мм пушка; пушек с большим калибром на танках других западных стран в то время не было. Мощное бронирование было достигнуто за счёт ограничения маневренности танка. Недостаточная маневренность являлась также следствием ограниченных возможностей двигателя L60, установленного на танке; это явилось самым существенным недостатком новой машины. Двигатель, выбранный для установки, был многотопливным и при установке дал меньшую мощность, чем ожидалось. Изменения, внесённые в конструкцию двигателя, не смогли увеличить мощность до требуемой величины.
Как и его европейские конкуренты, «Чифтен» широко экспортировался в другие государства, в основном в страны Ближнего Востока. В отличие от его предшественника, танка «Центурион», «Чифтен» не был принят на вооружение другими государствами блока НАТО и Содружества наций.
«Чифтен» зарекомендовал себя как удачно скомпонованный и надёжный в бою танк. Ещё одно важное его преимущество заключалось в том, что танк обладал достаточным техническим заделом, позволяющим не только постоянно модернизировать его путём установки новых технических компонентов, но и подстраивать машину под требования местных театров военных действий. Танки «Чифтен» постоянно модернизировались до начала 1990-х годов, когда им на замену пришли танки «Челленджер», конструкция которых во многом была создана под влиянием дизайна «Чифтена». Последняя версия танка, использовавшаяся британской армией вплоть до 1995 года, включала в себя новую броню «стиллбрю», улучшенную систему контроля за огнём и термическую систему наблюдения у наводчика.
Танки «Чифтен» поставлялись по меньшей мере в шесть стран, в их числе Иран, Кувейт, Оман и Иордания.
В 1960-х годах было также достигнуто соглашение о продаже серии машин Израилю, но после Шестидневной войны, в 1969 году оно было отменено. Самая большая партия машин была продана в Иран: перед революцией 1979 года туда поступило около 1000 машин модификации Mk 5(P). События 1979 года прекратили дальнейшие поставки. Основным военным конфликтом, в котором применялись «Чифтены», стала ирано-иракская война, длившаяся с 1980 по 1988 год.
Это заготовка статьи о бронетехнике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
|
||
---|---|---|
Танки советской школы танкостроения |
Т-44 · Т-54 · Т-55 · Т-62 · Т-64 · Т-72 · Т-80 · Тип 59 · Тип 69 · Тип 79 · Тип 80 · Тип 85 · Тип 88 · TR-580 · Югославия M84 · Чхонмахо | |
Танки стран НАТО | «Центурион» · «Чифтен» · «Виккерс» · «Челленджер» · «Леопард» · «Леопард 2» · OF-40 · M46 «Паттон» · M47 «Паттон II» · M48 «Паттон III» · M60 · M1 «Абрамс» · AMX-30 | |
Танки третьих стран | TAM · «Меркава» · «Виджаянта» · Тип 88 K1 · Pz.61 · Pz.68 · Strv-74 · Strv-103 · «Олифант» · Тип 61 · Тип 74 |
Бронетехника Великобритании после 1945 года | ||
---|---|---|
Лёгкие танки | FV300 · «Скорпион» |
|
Тяжёлые танки | «Конкэрор» | |
Средние и основные боевые танки | «Центурион» · «Виккерс» · «Чифтен» · «Челленджер» · «Челленджер 2» | |
Бронеавтомобили | «Феррет» · «Саладин» · «Фокс» | |
Истребители танков | «Чариотир» · FV438 · «Страйкер» | |
Самоходные гаубицы | «Эббот» · AS-90 | |
Бронетранспортёры | «Сарацин» · «Пиг» · FV420 · FV432 · «Спартан» · «Штормер» · «Саксон» · BvS 10 | |
Боевые машины пехоты | «Уорриор» | |
БРЭМ | FV106 | |
Танковые мостоукладчики | «Титан» | |
Инженерные машины | FV180 · «Троян» · «Терьер» · JSFU | |
курсивом выделены опытные и не пошедшие в серийное производство образцы |
Chieftain.