Lt304888.ru

Туристические услуги

DirectX 9

29-09-2023

Microsoft DirectX
Тип

Среда для приложений

Разработчик

Microsoft

Операционная система

Microsoft Windows

Последняя версия

11.1 (февраль 2012)

Лицензия

Microsoft EULA

Сайт

DirectX

DirectX (от англ. direct — прямой, непосредственный) — это набор API, разработанных для решения задач, связанных с программированием под Microsoft Windows. Наиболее широко используется при написании компьютерных игр. Пакет средств разработки DirectX под Microsoft Windows бесплатно доступен на сайте Microsoft. Зачастую обновленные версии DirectX поставляются вместе с игровыми приложениями.

Содержание

DirectX API

Практически все части DirectX API представляют собой наборы COM-совместимых объектов.

В целом, DirectX подразделяется на:

  • DirectX Graphics, набор интерфейсов, ранее (до версии 8.0) делившихся на:
    • DirectDraw : интерфейс вывода растровой графики. (Его разработка давно прекращена)
    • Direct3D (D3D): интерфейс вывода трёхмерных примитивов.
  • DirectInput: интерфейс, используемый для обработки данных, поступающих с клавиатуры, мыши, джойстика и пр. игровых контроллеров.
  • DirectPlay: интерфейс сетевой коммуникации игр.
  • DirectSound: интерфейс низкоуровневой работы со звуком (формата Wave)
  • DirectMusic: интерфейс воспроизведения музыки в форматах Microsoft.
  • DirectShow: интерфейс, используемый для ввода/вывода аудио и/или видео данных.
    • DirectX Instruments — технология, позволяющая на основе мультимедийного API DirectX создавать и использовать программные синтезаторы. В отличие от DX-плагинов, такие программы могут полностью управляться по MIDI и служат главным образом не для обработки, а для синтеза звука. Технология DXi была популярна в 2001—2004 гг., особенно в программных продуктах Cakewalk, но со временем проиграла «войну форматов» технологии VST от Steinberg.
  • DirectSetup: часть, ответственная за установку DirectX.
  • DirectX Media Objects: реализует функциональную поддержку потоковых объектов (например, кодировщики/декодировщики)
  • Direct2D : интерфейс вывода двухмерной графики

История

Изначально нацеленный на разработку видеоигр, DirectX стал популярен и в других областях разработки программного обеспечения. К примеру, DirectX, наряду с OpenGL, получил очень широкое распространение в инженерном/математическом ПО.

В 1994 году Microsoft была практически готова выпустить следующую версию Windows — Windows 95. Главным фактором, определяющим, насколько популярна будет новая ОС, являлся набор программ, которые можно будет запускать под её управлением. В Microsoft пришли к выводу, что, пока разработчики видят DOS более подходящей для написания игровых приложений, коммерческий успех новой ОС весьма сомнителен.

DOS позволяла разработчику получить прямой доступ к видеокарте, клавиатуре/мыши/джойстику и прочим частям системы, в то время как Windows 95, с её защищённой моделью памяти, предоставляла более стандартизованный, но в то же время весьма ограниченный и накладный доступ к устройствам. Microsoft нуждалась в новом способе дать разработчику всё, что ему необходимо. Айслер (Eisler), Сэйнт Джон (St. John), и Энгстром (Engstrom) решили эту проблему, назвав само решение DirectX.

Первый релиз DirectX был выпущен в сентябре 1995 года, под названием «Windows Game SDK».

Ещё до появления DirectX, Microsoft включила OpenGL в ОС Windows NT. Direct3D позиционировался как замена OpenGL в игровой сфере. Отсюда берёт своё начало «священная война» между сторонниками кросс-платформенной OpenGL и доступной лишь в Windows (в том числе Windows NT) Direct3D. Так или иначе, остальные части DirectX очень часто комбинируются с OpenGL в компьютерных играх, так как OpenGL как таковой не подразумевает функциональность уровня DirectX (например, доступ к клавиатуре/джойстику/мыши, поддержка звука, игры по сети и т. д.).

DirectX является базой для Xbox API. Xbox API схож с DirectX 8.1, но обновление версии, как и на других консолях того времени, невозможно.

В 2002 году Microsoft выпустила DirectX 9 с улучшенной и расширенной поддержкой шейдеров. С 2002 года DirectX неоднократно обновлялся. В августе 2004 года в DirectX была добавлена поддержка шейдеров версии 3.0 (DirectX 9.0c).

В апреле 2005 интерфейс DirectShow был перемещён в Microsoft Platform SDK.

Хронология версий DirectX

Версия DirectX Логотип Номер версии Операционная система Дата релиза
DirectX 1.0 4.02.0095 Windows 95a 30 сентября 1995
DirectX 2.0 / 2.0a   4.03.00.1096 Windows 95 OSR 2 и Windows NT младше 4.0 5 июня 1996
DirectX 3.0 / 3.0a   4.04.0068 / 69 Windows 95 OSR 2.5 и Windows NT 4.0 SP3
последняя поддерживаемая версия DirectX для Windows NT 4.0
15 сентября 1996
DirectX 4.0<   не выпущен    
DirectX 5.0   4.05.00.0155 (RC55) Доступен как бета для Windows NT 4.0 16 июля 1997
DirectX 5.0   4.05.01.1721 / 1998 Windows 98 5 мая 1998
DirectX 6.0   4.06.00.0318 (RC3) Windows 98 SE
последняя поддерживаемая версия DirectX Media для Windows NT 4.0 а также он был в Dreamcast
7 августа 1998
DirectX 6.1   4.06.02.0436 (RC0) Windows 95/98/98SE 3 февраля 1999
DirectX 7.0 4.07.00.0700 (RC1) Windows 2000 и Windows ME 22 сентября 1999
DirectX 7.0a   4.07.00.0716 (RC1) Windows 95/98/98SE/2000 1999
DirectX 8.0 4.08.00.0400 (RC10) Windows 95/98/98SE/ME/2000 30 сентября 2000
DirectX 8.0a   4.08.00.0400 (RC14) Последняя поддерживаемая версия DirectX для Windows 95 7 ноября 2000
DirectX 8.1   4.08.01.0810
4.08.01.0881 (RC7)
Windows XP 24 августа 2001
DirectX 8.1b   4.08.01.0901   ???, 2002
DirectX 8.2   4.08.02.0134 (4.09.0000.0134)   ???, 2002
DirectX 9.0 4.09.0000.0900 Windows Server 2003 24 декабря 2002
DirectX 9.0a   4.09.0000.0901   26 марта 2003
DirectX 9.0b   4.09.0000.0902 (RC2)   13 августа 2003
DirectX 9.0c   4.09.0000.0904 (RC0) Windows XP SP2
последняя поддерживаемая версия DirectX для Windows 98SE и Windows Me
9 августа 2004
DirectX 9.0L   4.09.0000.0905 (?) Предоставляет дополнительные интерфейсы IDirect3D9Ex и IDirect3DDevice9Ex с функциональностью, доступной лишь через LDDM-драйверы ОС Windows Vista.
DirectX 10 (включен в состав Windows Vista)
6.0.6000.16386 Первая версия для Windows Vista. Информация по Direct3D10
10 ноября 2006
DirectX 10.1   6.00.6001.18000 Service Pack 1 для Windows Vista, Windows Server 2008 4 февраля 2008
DirectX 11 (включен в состав Windows 7)
6.01.7600.16385 Windows Vista Service Pack 2, Windows 7
Официальный анонс состоялся на Gamefest 2008. Информация по Direct3D11
22 июля 2009
DirectX 11.1 (включен в состав Windows 8) [1] Windows 8

Ключевые особенности версий

Совместимость

Многие современные устройства имеют DirectX-совместимые драйверы, иными словами, пользователь должен установить DirectX для использования всех возможностей устройства. На данный момент система обновления драйверов Windows Update позволяет загружать только необходимые библиотеки, а не весь драйвер целиком.

Поддерживаемые операционные системы:

Будущее DirectX

Последней выпущенной версией является DirectX 11; до выпуска Service Pack 1 на Windows Vista был установлен DirectX 10, изначально называвшийся «Windows Graphics Foundation», позднее он был переименован. Изменения в DirectX 10.1, в отличие от DirectX 10, касаются графической составляющей — Direct3D. DirectX 10 представляет собой часть ОС Windows Vista и использует отличную от DirectX 9.0 модель видео-драйвера. DirectX 10 выдвигает набор требований к аппаратной части — минимальный стандарт функциональности, необходимой для того, чтобы аппаратное устройство было DirectX-совместимым.

XNA — другой инструмент разработки от Microsoft, упрощающий разработку игровых и мультимедиа-приложений, предоставляющий удобный путь интеграции с DirectX, HLSL и др. инструментами, собранными в единую систему. Последние 2 года компания Microsoft активно продвигает этот инструмент как средство разработки приложений для Xbox 360, PC и Zune.

DirectX 11.1 включен в состав Windows 8. Поддерживает WDDM 1.2 для увеличения производительности, с улучшенной интеграцией Direct2D, Direct3D, и DirectCompute, и включает в себя DirectXMath, XAudio2, и XInput библиотеки из XNA framework. Также есть возможность стереоскопическое 3D для поддержки игр и видео.[2]

См. также

Литература

  • Адамс Д. DirectX: продвинутая анимация. Комплект. — «КУДИЦ-ПРЕСС», 2004. — С. 480. — ISBN 5-9579-0025-7

Примечания

  1. Новые возможности Direct3D 11.1 / Хабрахабр
  2. Windows 8 Developer Preview Guide

Ссылки

  • DirectX на официальном сайте Microsoft


DirectX 9.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01