11-10-2023
HMS Victory | ||
---|---|---|
HMS Victory | ||
|
||
Основная информация | ||
Государство флага | Великобритания | |
Принадлежность | Королевский флот | |
Автор чертежа (конструктор) | Томас Слейд | |
Строительство начато | 23 июля 1759 | |
Спущен на воду | 7 мая 1765 | |
Параметры | ||
Длина по ватерлинии | 69 м | |
Ширина по мидельшпангоуту | 15,86 м | |
Высота от киля до клотика грот-мачты | 62,5 м | |
Осадка | 2,9 м | |
Площадь парусности | 5 440 м² | |
Скорость хода | до 11 узлов | |
Экипаж | ~1 000 | |
Вооружение | ||
Общее число орудий | 104[1] | |
Орудий на гондеке, калибр | 30 × 32-фунтовых пушек | |
Орудий на мидельдеке | 28 × 24-фн пушек | |
Орудий на опердеке, калибр | 30 × 12-фн пушек | |
Орудий на шканцах | 12 × 12-фн пушек | |
Орудий на баке | 2 × 12-фн пушек 2 × 64-фн карронады |
HMS Victory (1765) — 104-пушечный линейный корабль первого ранга Королевского флота Великобритании. Заложен 23 июля 1759 года, спущен на воду 7 мая 1765 года. Принимал участие во многих морских боях, в том числе и в Трафальгарском сражении, во время которого на его борту был смертельно ранен адмирал Нельсон. После 1812 года не принимал участия в боевых действиях, а с 12 января 1922 года находится на постоянной стоянке в самом старом морском доке в Портсмуте. В настоящее время корабль приведён в то состояние, в котором он был во время Трафальгарского сражения и превращён в музей, который является одной из главных достопримечательностей Портсмута.
Содержание |
Состав артиллерийского вооружения Victory неоднократно менялся за время его многолетней службы.
Первоначальный проект предусматривал установку ста орудий[2]
Расположение | Количество | Калибр |
---|---|---|
Гондек | 30 пушек | 42-фн. |
Мидельдек | 28 пушек | 24-фн. |
Опердек | 30 пушек | 12-фн. |
Квартердек | 10 пушек | 6-фн. |
Форкастель | 2 пушки | 6-фн. |
Всего | 100 орудий |
К началу кампании 1778 года адмирал Кеппель приказал заменить 30 42-фунтовых пушек на гондеке на более лёгкие 32-фунтовые, что позволило в счёт освободившегося веса добавить на форкастель 10 6-фунтовых пушек, а общее количество орудий увеличить до 110:[2]
Расположение | Количество | Калибр |
---|---|---|
Гондек | 30 пушек | 32-фн. |
Мидельдек | 28 пушек | 24-фн. |
Опердек | 30 пушек | 12-фн. |
Квартердек | 10 пушек | 6-фн. |
Форкастель | 12 пушек | 6-фн. |
Всего | 110 орудий |
Однако уже в 1779 году состав вооружения стал прежним.
В июле того же 1779 года Адмиралтейство утвердило штатное положение на снабжение всех кораблей флота карронадами, согласно которому в 1780 году на юте Victory дополнительно установили 6 18-фунтовых карронад, а на форкастеле — 2 24-фунтовые, которые в 1782 году заменили на 32-фунтовые. Одновременно 12 6-фунтовых орудий заменили на 10 12-фунтовых и две 32-фунтовые карронады, доведя общее число карронад до десяти. Общее число орудий по состоянию на 1782 год — 108.[3]
В первой половине 1790-х корабли британского флота начали перевооружать новыми пушками конструкции Томаса Бломфельда (англ. Thomas Blomefield) с винградным ухом и новыми карронадами. В 1803 году Victory прошёл капитальный ремонт, после которого его артиллерийское вооружение стало следующим:[2][3]
Расположение | Количество | Калибр | Длина | Вес |
---|---|---|---|---|
Гондек | 30 пушек | 32-фн. | 9 футов 6 дюймов | 55 cwt. 3 qrts. |
Мидельдек | 28 пушек | 24-фн. | 9 футов 6 дюймов | 50 cwt. 2 qrts. |
Опердек | 30 пушек | 12-фн. | 9 футов | 34 cwt. 3 qrts. |
Квартердек | 12 пушек | 12-фн. | 7 футов 6 дюймов | 29 cwt. 1 qrts. |
Форкастель | 2 карронады | 24-фн. | 9 фута 8 дюймов | 13 cwt. |
Всего | 102 орудия |
К моменту Трафальгарского сражения на форкастеле установили две 12-фунтовые пушки средней длины (англ. medium), а 24-фунтовые карронады заменили на 64-фунтовые, доведя общее число орудий до 104 штук.[2][3][4]
Расположение | Количество | Калибр |
---|---|---|
Гондек | 30 пушек | 32-фн. |
Мидельдек | 28 пушек | 24-фн. |
Опердек | 30 пушек | 12-фн. |
Квартердек | 12 пушек | 12-фн. |
Форкастель | 2 пушки 2 карронады |
12-фн. 68-фн. |
Всего | 104 орудия |
Корабль был спущен на воду в Чатеме через два года после окончания Семилетней войны, 7 мая 1765 года[5], однако активная служба Victory началась только в 1778 году после того, как Адмиралтейство постановило вооружить корабль и подготовить его к активной службе[5]. Ввод корабля в строй был следствием разворачивавшихся тогда событий. В марте 1778 года французский король Людовик XVI заявил о признании северо-американских штатов независимыми от Англии и объявил о намерении установить со свободной Америкой торговые и экономические отношения. В случае необходимости Франция готова была защищать эту торговлю вооружённым путём. В ответ Георг III отозвал своего посла из Парижа. В воздухе запахло войной и Адмиралтейство начало собирать силы.
Командующим Флота Канала был назначен Огастес Кеппель, избравший Victory своим флагманским кораблём. Первым командиром стал Джон Линдсэй (en).
На подготовку и вооружение ушло примерно два с половиной месяца, после чего Чатем посетил король Георг III. После визита короля, оставшегося довольным работой своей верфи, Victory перешёл в Портсмут. Во время стоянки на Спитхэдском рейде Огастес Кеппель приказал заменить 30 42-фунтовых пушек на гондеке на более лёгкие 32-фунтовые, что позволило снизить весовую нагрузку и несколько увеличить свободное пространство на палубе.
Был головным кораблем левого дивизиона кораблей, обрушившихся на соединенную эскадру французов и испанцев. Капитаном корабля во время Трафальгарского сражения был Томас Харди. Адмирал Горацио Нельсон во время битвы находился на мостике корабля, в полной адмиральской форме при всех регалиях, воодушевляя моряков других кораблей. После артиллерийской перестрелки с флагманским кораблем французской эскадры фр. Bucentaure англ. Victory вступил в абордажный бой с фр. Redontable. Во время перестрелки Нельсон был смертельно ранен.
HMS Victory (1765).