31-05-2023
In nomine (лат. Во имя [Господне]) — жанр инструментальной консортной музыки полифонического склада, специфический для английской музыкальной культуры второй половины XVI — XVII веков.
Содержание |
В период между 1526 и 1529 гг. крупный английский полифонист Джон Тавернер написал шестиголосную мессу на cantus firmus «Gloria tibi trinitas» (по происхождению — католический антифон сарумского обряда). Оканчивая (ординарный) стих Benedictus qui venit in nomine Domini[1], распев, расположенный в альтовом голосе, Тавернер обогатил мелодически яркими контрапунктирующими голосами (начиная со слов In nomine), изложенными в виде простой имитации. Поначалу этот пассаж использовался сам по себе в инструментальных обработках современников. В дальнейшем, примерно на протяжении 150 лет тавернеровская мелодия In nomine приобрела именно в Англии чрезвычайную популярность в качестве основы для инструментальных полифонических вариаций и фантазий.
Пьесы, носящие заголовок In nomine, обычно представляют собой образцы консортной музыки на 4-5 голосов (например, в расчёте на консорт виол). Собственно распев In nomine поручается одному из инструментов консорта и проводится в увеличении (наподобие cantus firmus). Прочие инструменты играют облигатные голоса, как правило, используя разноообразные приёмы имитационной техники.
Характерные образцы жанра создали Кристофер Тай (24 обработки In nomine), Томас Таллис, Уильям Бёрд, Томас Уилкс, Джон Булл, Орландо Гиббонс, Томас Томкинс, Уильям Лоуз, Генри Пёрселл и др.
Редки образцы In nomine, написанные для клавесина (органа), как например, фантазия «Farewell» Джона Доуленда.
Композиции на In nomine частично возродились в различных формах в музыке XX — XXI веков. В опере «Молчаливая женщина» Рихард Штраус цитирует фрагмент органной композиции In nomine Джона Булла. Отдельные сочинения с таким заголовком написали англичане Питер Максвелл Дейвис, Роджер Смолли, а также Дьёрдь Куртаг, Вольфганг Рим, Сальваторе Шаррино, Ганс Цендер и др.
In nomine.