Lt304888.ru

Туристические услуги

Kaman K-MAX

16-10-2023

Kaman K-MAX
Первый полёт:

23 декабря 1993

Начало использования:

12 января 1994

Всего построено:

37 (1991—2003 гг.) [1]

Производитель:

Kaman Aircraft

Размеры
Диаметр несущего винта:

14,73 м

Длина с вращ. винтами:

15,85 м

Масса
Пустой:

2178 кг

Макс. взлётная

5215 кг

Силовая установка
Двигатель:

Один ГТД Textron Lycoming T53-17A-1

Мощность:

1500 л. с.

Характеристики
Экипаж:

1 чел.

Крейсерская скорость:

146 (с полной загрузкой) км/ч

Макс. скорость:

185 км/ч

Практический потолок:

2440 (с полной загрузкой) м

Kaman K-MAX — американский гражданский вертолёт («летающий кран»), спроектированный специально для транспортировки грузов (массой до 2720 кг) на внешней подвеске. Опытный образец выпущен Kaman Aircraft в 1991, в 2007 продолжается мелкосерийное производство. Построен по традиционной для Kaman схеме синхроптера с двумя перекрещивающимися роторами.

Содержание

История создания

В 1980-е годы компания «Kaman», традиционно занимавшая узкую нишу поставщика противолодочных вертолётов ВМС США и не способная конкурировать на равных с крупными авиапромышленниками, сделала попытку закрепиться на узких, нишевых рынках авиатехники. В последнее десятилетие практической деятельности Чарльза Камана такой целью стал рынок «летающих кранов». Постройка летающего крана почти «с нуля», а не на существующей платформе позволила бы повысить экономичность машины. Прототип К-MAX поднялся в небо вскоре после ухода Камана с поста управляющего компанией в 1991, первый серийный K-MAX — в январе 1994.

Конструктивные особенности

Силовая установка оптимизирована на скороподъёмность с грузом; горизонтальная скорость ограничена 185 км/ч без груза и 146 км/ч с грузом. Фюзеляж — из алюминиевых сплавов. Винты, установленные с развалом осей 10° — из композитного материала (стеклопластик, углеволокна, деревянные лонжероны) с управляемыми закрылками Камана.

Беспилотная версия

Беспилотная версия K-MAX разрабатывается совместно компаниями Kaman Aerospace и Lockheed Martin.[2] В ноябре 2011 года ожидается прибытие двух прототипов в Афганистан для прохождения шестимесячных испытаний по доставке провизии и боеприпасов на отдаленные аванпосты.[2] Перед отправкой в Афганистан K-MAX прошел испытания на доставку боеприпасов на полигоне в Юма, штат Аризона.[2] Беспилотная версия способна перевозить грузы массой до 2,7 тонны на расстояние до 500 километров.[2] Максимальная скорость до 185 км/ч.[2]

Экcплуатация

Из 37 выпущенных в 1991—2003 машин (включая опытные образцы) на конец 2007 года эксплуатируются 23, 2 хранятся на заводе Kaman.[1] Наибольший налёт, 20 000 часов, зафиксирован у машины с заводским номером 006 в мае 2007 года.[3] Машины применяются при строительстве и вывозе леса из удалённых и горных районов США, Австрии, Кореи, Колумбии, Перу, Швейцарии, Японии. Машины, эксплуатируемые в Перу и Колумбии, принадлежат государственному департаменту США.

Безвозвратно потеряно 12 машин, в том числе:

  • 21 апреля 1998 пилот американского N224GM (заводской номер 0022), набрав при взлёте высоту 60 м, по ошибке выключил питание двигателя. При вынужденной посадке машина опрокинулась и была списана, пилот получил лёгкие травмы. Расследование показало, что выключатель питания находился в опасной близости от выключателя электромагнитного топливного фильтра, который и должен был быть задействован после взлёта. По итогам расследования NTSB предписало Kaman изменить раскладку приборных панелей и переоснастить выпущенные машины.[4]
  • 13 сентября 1999 DHFZA (заводской номер 0018), вывозивший брёвна с лесосеки в Австрии, совершил вынужденную посадку из-за отказа двигателя. Пилот получил лёгкие травмы, машина списана.[5]
  • 11 июля 2000 N311KA (заводской номер 0017), вывозивший брёвна с лесосеки в штате Вашингтон, упал в лес из-за технической неисправности трансмиссии. Пилот получил тяжёлые травмы.[6]
  • 25 июля 2003 N314KA (заводской номер 0015), занятый на тушении пожара в штате Вашингтон и возвращавшийся с пустой ёмкостью для воды, объявил сигнал бедствия и рухнул на землю. Пилот погиб. Расследование установило катастрофическое разрушение несущих винтов из-за коррозии и усталости металла. На момент катастрофы машина 1996 года выпуска налетала всего 4577 часов.[7]
  • 12 мая 2004 N162KA (заводской номер 0010) вывозивший брёвна с лесосеки, задел винтом кроны деревьев. Пилот погиб. Ошибка пилота.[8]
  • 11 октября 2004 разбился швейцарский HB-XQA (заводской номер 008). Пилот получил лёгкие травмы.[9]
  • 12 марта 2006 N133KA (заводской номер 005) разбился в штате Орегон, CША. Ошибка пилота в нештатной ситуации.[10]
  • 17 марта 2007 в США разбился N263KA (заводской номер 0033), пилот погиб. Причина катастрофы — халатно выполненный ремонт редуктора, разрушившегося в воздухе, и последующие ошибки пилота при выполнении вынужденной посадки.[11]
  • 2 октября 2007 HB-ZEH (заводской номер 0014) разбился при транспортировке брёвен в Ильгау (Швейцария). Пилот получил лёгкие травмы.[12]. 29 июля 2003 эта же машина была причиной смертельного несчастного случая — брёвна, сорвавшиеся с подвеса, убили человека на земле.[13]

Источники

  1. ↑ Список выпущенных машин
  2. ↑ Грузовой беспилотник K-MAX отправится на испытания в Афганистан. lenta.ru (06.10.2011). Проверено 7 октября 2011.
  3. По информации сайта Маркуса Херцига
  4. Отчёт NTSB
  5. Информационное сообщение NTSB
  6. Отчёт NTSB
  7. Отчёт NTSB
  8. Отчёт NTSB
  9. Отчёт швейцарского бюро по авиационным расследованиям
  10. Отчёт NTSB
  11. Отчёт NTSB
  12. Отчёт швейцарского бюро по авиационным расследованиям
  13. Отчёт швейцарского бюро по авиационным расследованиям

Ссылки

  • Англ.: Маркус Херциг. История выпущенных K-MAX
  • Описание модели на www.aviastar.org

Kaman K-MAX.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01