Lt304888.ru

Туристические услуги

Roland Barthes

24-08-2023

Ролан Барт
Roland Barthes
Дата рождения:

12 ноября 1915(1915-11-12)

Место рождения:

Шербур

Дата смерти:

25 марта 1980(1980-03-25) (64 года)

Место смерти:

Париж

Гражданство:

 Франция

Школа/традиция:

структурализм, постструктурализм

Направление:

Европейская философия

Период:

Современная философия

Основные интересы:

мифология, семиотика, философия языка

Значительные идеи:

нулевая степень письма, пустой знак, смерть автора

Оказавшие влияние:

К. Маркс, Ф. Соссюр, Ж.-П. Сартр, М. М. Бахтин, Л. Ельмслев, Р. О. Якобсон, П. Г. Богатырёв, К. Леви-Стросс, Ж. Лакан, А.-Ж. Греймас

Испытавшие влияние:

Ж. Женетт, Ц. Тодоров, Ю. Кристева, Ж. Бодрийяр, А. Компаньон, П. Брюкнер

Рола́н Барт (фр. Roland Barthes; 12 ноября 1915, Шербур — 25 марта 1980, Париж) — французский философ-постструктуралист и семиотик.

Содержание

Жизненный путь

Ролан Барт родился 12 ноября 1915 года в городе Шербур, Нормандия. Его отец Луи Барт, морской офицер, был убит в бою в Северном море, когда Ролану не было и года. Его мать Генриетта вместе с его тётей и бабушкой перебрались в Байонну, город на юго-западе Франции. Там будущий философ впервые соприкоснулся с миром культуры, обучаясь игре на фортепиано под руководством музыкально одарённой тёти.

Ролан показал себя многообещающим студентом, обучаясь в Сорбонне с 1935 по 1939 годы. Но его академическая карьера была испорчена тяжёлой болезнью — туберкулёзом лёгких, — приходилось много времени проводить в санаториях. Болезнь помешала ему участвовать в войне. В юношеские годы оформились две основные черты характера Барта: левые политические взгляды и любовь к театру. В 19481950 гг. он преподаёт в Бухаресте, где испытывает влияние лингвосемиотических идей А.-Ж. Греймаса.

Периоды творчества

Обычно исследователи делят творчество Барта на три периода: доструктуралистский (50-е гг.), структуралистский (60-е гг.) и постструктуралистский (70-е гг.).

В конце 1940-х — начале 1950-х годов Барт находится под влиянием марксизма и экзистенциализма, симпатизирует «новому роману», «театру абсурда» и сценическим идеям Б. Брехта. В этот период он выступает как журналист, публикуя литературно-методологические статьи в газете «Комба». В 1953 г. Барт публикует эссе «Нулевая степень письма»[1], в котором пытается, по его собственным словам, «марксизировать экзистенциализм» с тем, чтобы выявить и описать третье (наряду с «языком» как общеобязательной нормой и индивидуальным «стилем» писателя) «измерение» художественной формы — «письмо»[2].

В середине 1960-х годов мыслитель обращается к анализу массовых коммуникаций[3].

Основные понятия

«Миф»

Одной из основных проблем, которую разрабатывал Р. Барт, были отношения языка и власти[4]. Язык, с одной стороны, является ключевым узлом для социализации, с другой, — обладая своей структурой, синтаксисом и грамматикой, несёт в себе определённый властный посыл.

В этой связи интересным оказывается осмысление понятия «миф». Для Барта — это особая коммуникативная система, сообщение: философ определяет миф как совокупность коннотативных означаемых, образующих латентный (скрытый) идеологический уровень дискурса[5]. Смысл и направление деятельности мифа оказывается двояким:

  • с одной стороны, он направлен на изменение реальности, имеет целью создать такой образ действительности, который совпадал бы с ценностными ожиданиями носителей мифологического сознания;
  • с другой — миф чрезвычайно озабочен сокрытием собственной идеологичности, то есть он стремится сделать так, чтобы его воспринимали как нечто естественное, само собой разумеющееся.

Барт особо подчеркивает, что миф — это не пережиток архаического сознания, а огромная часть современной культуры. Миф сегодня реализует себя в рекламе, кино, телевидении и т. д.

Интересные факты

В 1979 году Ролан сыграл роль Уильяма Теккерея в фильме «Сёстры Бронте».

Примечания

  1. Нулевая степень письма / пер. Г. К. Косикова // Семиотика. — М.: Радуга, 1983. — С. 306—349.
  2. Ролан Барт — семиолог, литературовед // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / сост., общ. ред. Г. К. Косикова. — М.: Прогресс, 1989. С. 3—45.
  3. Барт (Barthes) Ролан // Постмодернизм. Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. С. 57—59.
  4. Разделение языков // Постмодернизм. Энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001.
  5. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс; Универс, 1994. С. 72—130.

Библиография

Ниже представлен список публикаций Р. Барта на русском языке (в алфавитном порядке).

  • Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / пер. Г. К. Косикова // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.: трактаты, статьи, эссе. — М.: МГУ, 1987. — С. 387—422.
  • Барт Р. Драма, поэма, роман // Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. — М.: Прогресс, 1986. — То же в сб.: Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму / пер. с фр., сост. и вступ. ст. Г. К. Косикова. — М.: Прогресс, 2000. — C. 312—334. — ISBN 5-01-004663-6
  • Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика [: из книги «Мифологии», «Литература и метаязык», из книги «О Расине»; «Литература сегодня»; «Воображение знака»; «Структурализм как деятельность»; «Две критики»; «Что такое критика»; «Литература и значение»; «Риторика образа»; «Критика и истина»; «Наука и литература»; «От науки к литературе»; «Смерть автора»; «Эффект реальности»; «С чего начать?»; «От произведения к тексту»; «Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По»; «Удовольствие от текста»; «Разделение языков»; «Война языков»; «Гул языка»; Лекция (1977)] / пер. с фр., сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. — М.: Прогресс, 1989. — 616 с.
  • Барт Р. Критика и истина / пер. Г. К. Косикова // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. — М.: МГУ, 1987. — С. 349—387.
  • Барт Р. Культура и трагедия [: статья, 1942] / пер. Новые переводы. Хрестоматия в помощь студентам-филологам. — М.: УРАО, 2005. — C. 328—330. — ISBN 5-204-00462-9
  • Барт Р. Империя знаков [: сб. заметок по итогам путешествия по Японии] / пер. Я. Г. Бражниковой. — М.: Праксис, 2004. — 143 с. — ISBN 5-901574-31-1
    • Хокку. — С. 87—109.
    • рецензия Р. Ганжи
    • рецензия М. Сухотина
  • Барт Р. Лабрюйер: от мифа к письму // Памятные книжные даты. — М.: Книга, 1988.
  • Барт Р. Сад, Фурье, Лойола [1971] / пер. с фр. Б. М. Скуратова. — М.: Праксис, 2006. — 256 с. — ISBN 978-5-901574-63-8
  • Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс; Универс, 1994. С. 72—130.
  • Барт Р. Мифологии / пер., вступ. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. — 312 с. — ISBN 5-8242-0048-3; 2-е изд., 2004. — ISBN 5-8242-0076-9; 3-е изд.: М.: Академический проект, 2010. — ISBN 978-5-8291-1239-4.
  • Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. — М.: Радуга, 1983. — С. 306—349. 2-е изд.: М.: Академический проект, 2008. — ISBN 978-5-8291-0897-7.
  • Барт Р. Парижские вечера / пер. с фр. № 2.
  • Барт Р. Ролан Барт о Ролане Барте / сост., пер. с фр. и послесл. С. Н. Зенкина. — М.: Ad Marginem; Сталкер, 2002. — 288 с. — ISBN 5-93321-031-5; ISBN 5-901948-01-7
  • Барт Р. Сад—I / пер. Маркиз де Сад и XX век. — М: Культура, 1992. — 256 с. — ISBN 5-8334-0006-6
  • Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры // пер. с фр., вступ. ст. и сост. С. Н. Зенкина. — М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003.
  • Барт Р. Третий смысл: Исследовательские заметки о нескольких фотограммах С. М. Эйзенштейна // Строение фильма [: сб статей] / сост. К. Разлогова. — М.: Радуга, 1984.
  • Барт Р. Школы Роб-Грийе не существует // Проект революции в Нью-Йорке / пер. Е. Д. Мурашкинцевой. — М.: Ad Marginem, 1996.
  • Барт Р. Эффект реальности // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. — М.: Прогресс; Универс, 1994. С. 392—400.
  • Барт Р. Camera lucida / пер., коммент. и послесловие М. К. Рыклина. — М.: Ad Marginem, 1997. — ISBN 5-88059-035-6
  • Барт Р. S / Z: Бальзаковский текст: опыт прочтения / пер. Г. К. Косикова и В. П. Мурат; общ. ред., вступит. ст. Г. К. Косикова. — М.: Ad Marginem, 1994. 2-е изд. испр.: УРСС, 2001. — 232 с. — ISBN 5-8360-0211-8. 3-е изд.: М.: Академический проект, 2009. — ISBN 978-5-8291-1047-5.

Литература о Р. Барте

  • Вашкевич А. В. Барт (Barthes) Ролан // Постмодернизм. Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. С. 57—59.
  • Косиков Г. К. Ролан Барт — семиолог, литературовед // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / составление, общ. ред. Г. К. Косикова. — М.: Прогресс, 1989. С. 3—45.

Ссылки

  • Труды Р. Барта в библиотеке Гумер
  • Барт, Ролан в энциклопедии «Кругосвет»

Roland Barthes.

© 2020–2023 lt304888.ru, Россия, Волжский, ул. Больничная 49, +7 (8443) 85-29-01