15-10-2023
Абдул-Карим аль-Кушайри араб. عبد الكريم القشيري |
|
---|---|
Имя при рождении: | Абдул-Карим ибн Хавазан аль-Кушайри |
Род дея- тельности: |
исламский богослов |
Рождение: | 986, Устува |
Смерть: | 1072, Нишапур |
Подданство: | Аббасидский халифат |
Нацио- нальность: |
араб |
Отец: | Хавазан аль-Кушайри |
Школа, течение: | суннизм, шафиитский мазхаб, ашаритский калам |
Направление деятельности: | фикх, калам, суфизм |
Альма-матер: | медресе Абу Али ад-Даххака |
Учителя: | Абу Бакр ат-Туси, Абу Исхак аль-Исфараини, Абу Али ад-Даххака, Ибн Фурак и др. |
Труды, сочинения: | Рисаля фи ильм ат-тасаввуф |
Абуль-Касим Абдул-Карим ибн Хавазан аль-Кушайри (араб. أبو القاسم عبد الكريم بن هوازن القشيري; 986, Устува — 1072, Нишапур) — известный исламский богослов, шафиит, ашарит, один из классиков суфизма. Автор классического суфийского трактата «ар-Рисала фи ильм ат-тасаввуф».
Его полное имя Абуль-Касим Абдул-Карим ибн Хавазан ибн Малик ибн Тальха аль-Кушайри ан-Нишапури. Он родился в 986 г. в селении Устува в окрестностях Нишапура в семье арабов-землевладельцев. С ранних лет он изучал различные религиозные науки (арабский язык, адаб) и военное искусство (фурусия, истимал ас-силах). Юношей аль-Кушайри отправился в Нишапур где встретил известного суфия-ашарита Абу Али ад-Даххака. Вскоре он стал его любимым учеником, а затем и зятем[1]. Аль-Кушайри обучался у известных богословов, среди которых были Абу Бакр ат-Туси, Абу Исхак аль-Исфараини, Ибн Фурак и др. После смерти ад-Даххака, аль-Кушайри возглавил суфийское собрание (маджлис ат-тазкир) и в его медресе и преподавал в нём хадисы (маджлис ал-имла'), шафиитское право (фикх) и ашаритский калам [2].
После 1048 года в Нишапуре происходили конфликты на религиозной почве между матуридитами-ханафитами и ашаритами-шафиитами. Будучи одним из лидеров ашаритов, аль-Кушайри подвергся гонениям и был арестован, так как матуридиты пользовались поддержкой сельджукских властей, и в частности визиря аль-Кундури. После освобождения он был вынужден уехать в Багдад, где преподавал хадисы при дворе халифа аль-Каима[1]. После казни визиря аль-Кундури аль-Кушайри вернулся в Нишапур и продолжил свою преподавательскую и творческую деятельность вплоть до своей смерти[2].
У аль-Кушайри было шесть сыновей и несколько дочерей. Один из его сыновей, Абун-Наср Абдуррахим, продолжил дело отца, став активным проповедником ашаризма. Он пользовался авторитетом у визиря Низам аль-мулька и некоторое время преподавал ашаритское учение в багдадской ан-Низамии. Это вызвало нападки местных ханбалитов и кровопролитные столкновения между его ашаритами и ханбалитами. В результате этого Абун-Наср вынужден был вернуться в Нишапур, где и умер в 1120 году[1].
Аль-Кушайри был автором большого количества работ по различным аспектам мусульманского права и доктрины. Ему приписывают от 20 до 30 сочинений толкованию Корана (2 тафсира), хадисоведению, теория и практика суфизма[1]. Наибольшую известность он приобрел благодаря ряду фундаментальных работ по истории, теории и практике суфизма, среди которых можно отметить книгу «Рисаля фи ильм ат-тасаввуф». Эта книга стала одной из самых авторитетных в области суфизма, служила и служит пособием для суфиев. В книге «Рисаля …» аль-Кушайри написал биографии знаменитых суфиев и разъяснил суфийскую терминологию. Ещё до Абу Хамида аль-Газали, аль-Кушайри пытался устранить противоречия между ортодоксальным исламом и суфизмом, а так же сблизить их позиции[2].
Абуль-Касим аль-Кушайри.